Следующая новость
Предыдущая новость

Амбиции России на Ближнем Востоке приводят ливанцев в ярость, а турок в замешательство

06.04.2021 15:27
Амбиции России на Ближнем Востоке приводят ливанцев в ярость, а турок в замешательство

Россия вступила в гонку за газ восточного Средиземноморья, воспользовавшись заключённым ранее соглашением с сирийским режимом.

Эта сделка, заключённая 9 лет назад, разрешает российским компаниям разведку нефтяных и газовых месторождений в территориальных водах Сирии в обмен на прямое военное вмешательство Москвы, которое спасло от краха режим президента Башара Асада.

Активация Россией соглашения о разведке от 2013 г. в восточной части Средиземного моря подвергло стрессу Турцию, а также вызвало гневную реакцию в Ливане.

Этот новый поворот в региональной драке за морские участки месторождений был вызван новым соглашением, подписанным в начале этого месяца Дамаском и Москвой, в котором санкционируется разведка на территории, которую оспаривают Ливан и Сирия. Официальные СМИ в Сирии сообщают, что Дамаск подписал сделку, разрешающую двум российским компаниям, «Capital Limited» и «East Med Amrit», начать геологоразведку на нефть и природный газ у побережья Сирии.

Местные СМИ сообщают, что режим «дал российской компании «Capital Limited» исключительное право разведывать и разрабатывать нефть на шельфовом «Блоке №1» в сирийской экономической зоне на средиземноморском шельфе в провинции Тартус до южной сирийско-ливанской морской границы, на площади в 2250 кв.км».

Вступление России в гонку за крупные газовые месторождения, залегающие, как предполагают, под морским дном восточной части Средиземного моря, наверняка вызовет серьёзную дестабилизацию в отношениях в регионе, не в последнюю очередь потому, что территория, на которой разрешено работать российским компаниям, оспаривается Ливаном.

Кроме того, это противопоставляет Москву странам Восточно-Средиземноморского газового форума, особенно Израилю, который до сих пор безуспешно ведет переговоры о демаркации своей границы с Ливаном,.

Внезапное вступление России в споры вокруг газа в восточном Средиземноморье создает новую дилемму, аналогичную той, которая возникла в результате достигнутого в ноябре прошлого года соглашения Турции с ливийским Правительством национального согласия (ПНС) в Триполи. На смену ПНС пришло Правительство национального единства (ПНЕ), но до сих пор оно старается определиться со своей позицией в отношении спорных договоров о демаркации морской границы и исключительной экономической зоне, заключённых его предшественником с Анкарой, и которые уже осложнили отношения Ливии с Египтом, Израилем, Грецией, Кипром и, если брать шире, с ЕС.

Аналитики считают, что Россия сделала рассчитанный шаг, направленный на постепенное возвращение в стратегически важный регион. После своего военного вмешательства в Сирии в 2015 г., а позже и в Ливии, её неожиданное вступление в конфликт вокруг газа сделает её ключевым игроком в любых переговорах, направленных на определение будущей карты региона.

Однако действия России неизбежно повлияют на региональные союзы, уже сложившиеся в результате конфликта из-за газа восточного Средиземноморья. Турция, тесно координирующая свои действия с Россией в Сирии и Ливии, окажется в сложном положении, поскольку её российский союзник теперь обещает стать серьёзным конкурентом в разведке морских месторождений.

Все эти факторы могут расстроить собственные планы Турции определять будущее региона. Она стоит перед выбором: либо нехотя согласиться с новой реальностью, либо сделать шаг по срыву российско-сирийской сделки о геологоразведке.

Ливанские источники сообщили нашему изданию, что объявление Сирией о новом договоре с Россией во многом объясняет неожиданную активизацию Турции в Ливане, в то время, когда страна страдает от стратегического пренебрежения со стороны других арабских стран.

Эти источники не исключают, что турки заранее получили данные разведки о том, что русские планируют сделать, и что этим объясняется то, что Анкара предложила помощь Ливану.

В августе прошлого года, во время визита турецкой делегации в Ливан после взрыва в порту Бейрута, вице-президент Турции Фуад Актай заявил, что его страна готова восстановить морской порт и что тем временем турецкий порт Мерсин (в 191 морских милях от Бейрута) «к услугам ливанцев».

В декабре 2013 г. Дамаск подписал крупное соглашение с Россией по разведке нефти и газа в сирийских территориальных водах, как часть контракта на 25 лет. Затраты на бурение и разведку оценивались в 100 млн. долларов. Первоначальная сделка предусматривала участие российского «Союзнефтегаза».

Сирия тогда заявила, что Россия будет финансировать эти работы при понимании, что она компенсирует эти расходы за счёт будущей добычи.

Активация соглашения с российскими компаниями сейчас вызвала бурю возмущения в Ливане после того, как стало ясно, что морские границы, проведённые сирийцами, особенно «Блок №1», существенно перекрываются с «Блоком №1» и «Блоком №2» со стороны Ливана, охватывая примерно 750 кв.км в пределах морской границы Ливана.

После раскрытия условий новой сделки, ливанские политики призвали к чёткой демаркации морских границ с Сирией, аналогично демаркации границ с Израилем, которой они добивались.

Самир Джааджаа, глава партии «Ливанские силы», обратился к властям с призывом попросить ООН установить морские границы с Сирией, либо обратиться в Международный суд, если режим Башара Асада не согласится на международный арбитраж.

Во время пресс-конференции в Бейруте Джааджаа обвинил сирийский режим в попытке незаконного захвата 750 кв.км ливанских морских вод, указав на то, что правительство Асада «выступило против предложения Ливана о разведке нефти и газа в 2014 г.».

Джааджаа призвал президента Ливана Мишеля Ауна и премьер-министра Хассана Диаба нанять юридическую фирму, чтобы послать предупреждение российским компаниям, участвующим в разведке, чтобы проинформировать их, что сирийский блок попадает в территориальные воды Ливана.

Источник

Последние новости