Следующая новость
Предыдущая новость

Al-monitor: Россия проявляет крайнюю осторожность в тупиковой сирийской ситуации

25.12.2020 22:27
Al-monitor: Россия проявляет крайнюю осторожность в тупиковой сирийской ситуации

В начале декабря Россия создала три наблюдательных поста, укомплектованных офицерами военной полиции, вблизи города Айн-Исса на северо-востоке Сирии. С тех пор Москва безуспешно пытается убедить командование Сирийских демократических сил (SDF), действующих при поддержке США, передать контроль над городом российским военным или вооруженным силам сирийского режима, чтобы избежать возможного нападения протурецкой Сирийской национальной армии (SNA). В то же время русские не препятствуют попыткам SNA занять новые позиции в районе Айн-Иссы и продвигаться в направлении этого города.

В понедельник командующий SDF жестко раскритиковал Россию за то, что она не выразила протеста против недавних нападений на город Айн-Исса, который известен курдам как Рожава. «Турки предприняли атаки в непосредственной близости от базы в Айн-Иссе, а Россия не сказала ни слова», – заявил Рияд Халаф, председатель военного совета SDF в интервью информационному агентству Rudaw. – Изначально в ходе наших переговоров с сирийским правительством они пытались надавить на нас, чтобы мы отдали город и окрестности Дамаску». Другие представители сирийских курдов также обвиняли Россию в оказании давления на них с целью передачи города под контроль режима Асада.

Российские военные с явной сдержанностью реагируют на эскалацию вокруг Айн-Иссы и, кажется, даже подыгрывают Анкаре, несмотря на то, что, согласно положениям сочинского соглашения 2019 года между Россией и Турцией, у Анкары и SNA нет никаких оснований для наступательных операций в этом районе. Сам город и позиции SDF к северу от него находятся за пределами 32-километровой полосы от турецкой границы. Именно такова ширина зоны безопасности, которой добилась Турция в переговорах с Россией. Сочинская сделка также предусматривала отвод курдских военных формирований на расстояние не менее 30 километров от турецкой границы, но принимая во внимание расположение Айн-Иссы, это требование также не нарушено.

Отказ России активно вмешиваться или ставить ультиматумы можно объяснить целым рядом факторов. Во-первых, российские военные в контролируемых курдскими SDF районах на северо-востоке Сирии и Трансевфратском районе чувствуют себя весьма неуверенно. Ограниченное присутствие российской военной полиции и сил сирийского режима не позволяет им проводить там полноценные операции, и Россия может задействовать в этом районе только свои военно-воздушные силы, причем по согласованию с Соединенными Штатами. Во-вторых, американские самолеты по-прежнему контролирую воздушное пространство над этим районом, и едва ли Вашингтон готов позволить российским ВКС наносить бомбовые удары в своей зоне ответственности. Итак, Москва ищет компромиссные решения, чтобы избежать эскалации, которая могла бы привести к возобновлению турецкого военного вмешательства, как это было в 2019 году, когда Анкара начала операцию «Peace Spring» (Источник мира).

У Турции и ее союзников нет серьезных оснований для начала наступления на Айн-Иссу, но есть основания для возобновления операций против курдских формирований в направлении Манбиджа и Айн-эль-Араба (Кобани), где сохраняется спокойствие. Дело в том, что Россия не смогла выполнить статьи 3 и 5 Сочинского меморандума, которые предусматривают вывод сил SDF из районов Манбиджа и Телль-Рифаата, а также с полосы вдоль сирийско-турецкой границы на востоке Сирии.

Таким образом, со временем стало ясно, что Сочинское соглашение 2019 года скорее ослабило, чем укрепило позиции Москвы в Сирии. Если до заключения сделки Россия могла использовать невыполнение Анкарой своих обязательств по Идлибу в качестве повода для возобновления военных действий, теперь у турецкой стороны появились аргументы для опровержения российских претензий. Проще говоря, Анкара увязывает выполнение своей части мартовских договоренностей по Идлибу с выполнением Россией статей 3 и 5. Москва же не в состоянии выполнить эти обязательства, не вступая в прямую конфронтацию с США. Дело в том, что в марте 2019 года предполагалось, что США выведут все свои силы из Сирии. Но теперь американские войска не только остались в Сирии, но и осуществляют патрулирование вместе с подразделениями SDF.

Выходом из этого тупика мог бы стать пересмотр Сочинского меморандума с учетом новых обстоятельств. Но в таком случае Анкара будет настаивать на внесении изменений в соглашения по Идлибу.

Россия оказалась в уязвимом положении после развертывания в Идлибе крупной группировки турецких войск, и это может помешать планам Дамаска и Москвы по проведению новых военных операций в регионе. На данный момент главным препятствием для возобновления операции «Источник мира» против SDF являются не российские военные или правительственные войска, а неопределенность относительно позиции нового президента США Джо Байдена. Турки не хотели бы начинать формирование отношений с новой американской администрацией с провокации кризиса, в который США будут вынуждены вмешаться.

Поэтому на данном этапе боевые действия вокруг Айн-Иссы, скорее всего, ограничатся локальной операцией, которая позволит протурецкой группировке SNA взять под контроль этот населенный пункт. Возможно также, что турецкая сторона, продолжая оказывать давление на SDF, оставит Москве возможность самой вынудить курдские формирования покинуть город и поставить его под контроль своей военной полиции. В свою очередь, Россия может снизить давление на Идлиб, прекратив удары с воздуха.

В то же время, если Анкара все же решится на ограниченную наступательную операцию против Айн-Иссы, в ответ следует ожидать усиления российских авиаударов по Идлибу. Россия продемонстрировала, что способна наносить очень точные удары. Один из таких примеров – атака на группировку «Фейлак аш-Шам» в Идлибе в конце октября, когда были уничтожены более 80 боевиков SNA. Однако совершенно не обязательно, что такое воздушное наступление заставит турецкую сторону согласиться на какие-либо территориальные уступки режиму Асада в Идлибе. Как уже отмечалось, Москва и Дамаск столкнулись бы с серьезными трудностями при проведении масштабной наземной операции в этом районе, однако нельзя исключить попыток проведения ограниченных операций, разведки боем с целью оценки готовности турецких войск к отражению подобных атак.

В любом случае спорные вопросы между Москвой и Анкарой будут и впредь обсуждаться на межведомственных консультациях, которые продолжаются в настоящее время, и пути решения так или иначе будут найдены. Россия и Турция будут по-прежнему избегать ситуации, когда партнер загнан в угол и у него нет другого выхода, кроме эскалации. Наиболее ярко это проявилось во время событий в Нагорном Карабахе, где в конечном итоге Россия, при некотором участии Турции, смогла возглавить мирный процесс, разместив свой миротворческий контингент в зоне конфликта. Таким образом, Москва смогла оставить других сопредседателей Минской группы ОБСЕ «вне игры», тем самым компенсировав возможный репутационный урон из-за невмешательства в вооруженный конфликт на стороне своего союзника по ОДКБ Армении.

Источник

Последние новости