На прошлой неделе Израиль при посредничестве России заключил сделку с Сирией о возвращении израильтянки, которая пересекла сирийскую границу в начале февраля. В обмен Израиль вернул двух сирийских пастухов, которые нарушили его границу и согласился на досрочное освобождение жительницы Голанских высот, осужденной за подстрекательство к беспорядкам. Однако все вышеперечисленное было наименее спорной частью сделки. Позже СМИ сообщили, что Россия получила от Израиля более 1 миллиона долларов для финансирования доставки российской вакцины против Covid-19 в Сирию. Примечательно, что сначала Сирия опровергала эту информацию.
Российская вакцина «Спутник-V» имеет символическое, политическое и экономическое значение. Престиж первой вакцины в мире, одобренной к применению, связанные с этим экономические выгоды и иные причины дают России новые глобальные рычаги влияния в мире, отчаянно нуждающемся в решении проблемы пандемии коронавируса. Это особенно важно, поскольку нынешнее сложное экономическое положение не позволяет Москве легко разбрасываться деньгами. Таким образом, Россия часто использует «военно-техническое сотрудничество», то есть продажу военной продукции или предоставление другой военной помощи, такой как услуги военных советников, для расширения своего присутствия за рубежом.
Вакцина дает России мощный рычаг мягкой силы, который международное сообщество воспринимает гораздо более благосклонно, чем военную помощь. В то время как военное сотрудничество России в основном ограничено странами, не принадлежащими к западному лагерю, вакцина «Спутник-V» постепенно привлекает интерес ведущих западных стран, таких как Германия. Впрочем, следует отметить, что применение российской вакцины в Германии зависит от одобрения соответствующего регулирующего органа ЕС.
Если сообщения средств массовой информации о сделке соответствуют действительности, она завершилась позитивным результатом для всех трех вовлеченных сторон, но главным победителем оказалась Россия. Во-первых, ей удалось освободить израильтянку и успешно заключить сделку между давними врагами, что укрепляет ее положение как крупного игрока и посредника на Ближнем Востоке. Кроме того, она сумела добиться соглашения между союзником Америки Израилем и страной-изгоем Сирией, подвергающейся санкциям США. С практической точки зрения, это соглашение отражает успех российской стратегии поддержания хороших отношений со всеми сторонами конфликта.
Символично, что эта сделка не соответствует духу последних американских санкций, основанных на Законе Цезаря 2019 года, которые фактически запрещают заключать какие-либо соглашения с сирийским режимом. Израиль, судя по всему, сделал именно это, хотя и в гуманитарных целях. Кроме того, сделка совершалась с участием еще одной мишени американских санкций, России, которая подвергается жесткой критике США и Запада за нарушения прав человека и злонамеренное вмешательство в дела других стран с помощью кибератак и других средств.
Новая американская администрация никак не прокомментировала сделку, во всяком случае, публично. Возможно, это отражает незначительную важность Сирии в повестке дня администрации Байдена. Однако, сдержанная реакция США может также свидетельствовать о том, что другие союзники США на Ближнем Востоке могут координировать действия с Россией по гуманитарным проблемам в Сирии (в самом широком смысле), не рискуя нарваться на критику и негативные последствия со стороны администрации США.
Что касается Израиля, упомянутая тайная сделка по оплате вакцины была названа многими критиками и значительной частью израильских СМИ результатом сирийского и российского шантажа. Соответственно, утечка информации в СМИ смутила правительство и вызвала общественное недовольство в некоторых кругах. Многие усомнились в обоснованности решения Израиля заплатить за прививки, предназначенные для вражеского государства. Появились также заявления о том, что это было продиктовано электоральными соображениями, а не национальными интересами. Дело в том, что в марте в Израиле должны состояться очередные выборы. Кроме того, израильское правительство подверглось критике за то, что оказалось неспособным, в контексте «вакцинной дипломатии», добиться возвращения двух израильских граждан и тел двух солдат, удерживаемых ХАМАСом в Газе. Другие оппоненты критиковали сделку по той причине, что она, вероятно, создаст прецедент и отправную точку для будущих переговоров подобного рода.
Однако, учитывая все обстоятельства, эта сделка все же представляется выгодной для Израиля с точки зрения общественной поддержки, особенно в предвыборный период. Израильтяне традиционно поддерживают любые меры по «возвращению наших мальчиков домой», идет ли речь о живых солдатах или о телах погибших, удерживаемых врагом. Этот подход уходит корнями в иудаизм и общинно-национальное чувство взаимной ответственности. Израильско-российско-сирийская сделка представляется более разумной, чем обмен многочисленных палестинских заключенных, содержащихся в Израиле, как это уже много раз происходило. В прошлом тысячи заключенных, в том числе некоторые «с кровью на руках», освобождались в обмен даже на единственного израильского заложника. Это вызывало резкую критику со стороны израильской общественности, которая в то же время бурно приветствовала освобождение заложника. В этом смысле нынешняя сделка подчеркивает прагматичный подход России и Сирии, (который был вознагражден успехом) в отличие от тупиковой ситуации с ХАМАСом, который предъявляет чрезмерные требования, в то время как израильская общественность все меньше готова соглашаться на непропорциональные сделки.
Нынешняя сделка с Сирией была названа официальными представителями Израиля гуманитарной. Кроме того, ей предшествовали две другие подобные сделки с участием России. Первой из них было возвращение в 2019 году останков израильского солдата из Сирии, которые русские получили, рискуя жизнью собственных солдат. Вторая сделка — освобождение израильтянки, задержанной в России по обвинению в наркотрафике. Однако, в отличие от двух предыдущих случаев, когда официально ничего не сообщалось о том, что Россия получала за свою гуманитарную помощь, нынешний жест Москвы имел свою цену. Разумно предположить, что и предыдущие усилия России не были бесплатными. Возможно, это было связано с ожиданиями конструктивной помощи со стороны Израиля, скажем, в нормализации отношений с Соединенными Штатами. Если эти ожидания не оправдались, вполне логично предположить, что Россия на этот раз потребовала немедленной конкретной компенсации.
Судя по всему, Россия стремится занять позицию посредника между Израилем и Сирией. Для Израиля недавняя сделка является очередным примером стратегической и тактической выгоды от продолжения координации действий с Россией, которая продемонстрировала готовность действовать конструктивно, хотя и не бесплатно. Напрашивается вопрос (если предположить, что Россия готова и способна продвигать стратегические интересы Израиля и его союзников на Ближнем Востоке), какова будет цена ограничения иранской военной экспансии и поставок оружия в Сирию.
Читайте также
Последние новости