Следующая новость
Предыдущая новость

Актеры поздравили с юбилеем директора Сургутского театра

Актеры поздравили с юбилеем директора Сургутского театра

В мае отмечает юбилей Тамара Лычкатая – основатель и бессменный директор Сургутского театра. Управленец, режиссер, заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук. И неординарная, знаковая для культуры Югры Личность.

Пожалуй, это о ней – цветаевские строки «Если душа родилась крылатой…». Только в стихотворении не сказано о том, что человек с такой душой способен сам окрылить многих. А это так. Как и чем окрыляет Тамара Лычкатая, нам рассказали актеры театра.

Нина Лисова, актриса:
– Многие знают в репертуаре театра спектакль «Я… счастлив тем, что счастлив… быть!» режиссера Тамары Лычкатой. Он создан по творчеству сургутского поэта Петра Суханова. Лично для меня Суханов стал открытием! Была поражена разносторонности его поэзии. Начиналась работа над постановкой, и я ждала, что мне доверят любовную или философскую лирику. А мне дали стихи о родине… «Что не праздник у нас, то беда…». «Как приеду домой - сяду к печке погреться…».
На репетиции я не справлялась. И вот слышу Тамару Никифоровну: «Стоп! Нина, услышь меня! Не надо грудью на амбразуру! Пойми. Я не знаю, как там остальные актеры. А вот ты, Нина, вне России, без России жить не сможешь. Так прочитай ОТ СЕБЯ эти строки!». И она зацепила меня этой фразой. Я задумалась: а ведь и правда, я не вижу себя жителем другой страны. И как-то подспудно мне открылась эта любовь к родине! Я поняла, чего хотела от меня Тамара Никифоровна. Она действительно разглядела во мне ту любовь к родине, о которой я никогда не подозревала. И у меня получились эти стихи.

Диана Катеруша, актриса:
– Тамара Никифоровна – автор уникального проекта «Вспомним всех поименно!». В 2015-м наш театр, благодаря этому проекту, узнали в 13 городах России и Европы – там мы представили спектакль Тамары Никифоровны «Имена на поверке» по творчеству поэтов-фронтовиков. Тула, Брест, Брянск, Орел, Курск… Я не помню, в каком городе случилась эта история, ведь спектакли показывали практически каждый день. В одном из городов мы готовились к выступлению на открытой площадке. Вдруг начинается дождь. А у нас уже все оборудование на сцене выставлено. Администрация парка в панике: «Все убираем, спектакль отменяем!». Тут выходит Тамара Никифоровна и очень убедительно говорит: «Стоять. Этот дождь сейчас закончится. И мы начнем спектакль». И что вы думаете?! Тучи разошлись, как по команде. И спектакль случился!

Юлия Уткина, актриса, режиссер:
– Для большинства режиссеров универсальным рецептом успеха становится профессионализм (опыт, знания), техническая сторона профессии. А у Тамары Никифоровны к этому приплюсовывается мощнейшая интуиция! Доверие внутреннему голосу дает ей смелость в принятии неожиданных решений. Такие эксперименты с первого объяснения могут даже показаться странными, спорными. Но потом, когда идея реализована, – оказывается невероятно хорошо!
Еще Тамара Никифоровна часто подчеркивает, что богатство актера – в копилке его впечатлений, наблюдений. Смысл этого максимально прояснился для меня, когда театр отправился по маршруту проекта «Вспомним всех поименно». Да, мы знаем о войне из книг, фильмов. Но... Мы самостоятельно прошли топкими партизанскими тропами. Очутились в землянках, где люди – женщины, дети – месяцами на морозе и в жару пытались выжить и сопротивляться врагу. Ощутили дыхание подвига и трагедии нашего народа, стоя у ворот Брестской крепости, величественных мемориалов в городах-героях… И эти ощущения дорогого стоят! Мы, актеры, получили эти впечатления, благодаря Тамаре Никифоровне, ее спектаклю, ее проекту. И я точно знаю, что многих из нас эти эмоции зарядили навсегда. Наш спектакль «Имена на поверке» стал совсем иным после той поездки.
Юлия Тюкалова, актриса:
– Большинство людей сегодня не слышит и не слушает поэзию. Наверное, многих режиссеров это останавливает. Но не Тамару Никифоровну. По ее мнению, поэзия неотделима от театра. В Сургутском театре она поставила спектакли по творчеству поэтов серебряного века, поэтов-фронтовиков, поэта Петра Суханова. И добилась, что люди открылись поэтическому слову! Все эти спектакли – «долгожители» репертуара, их смотрят и взрослые, и школьники. Работать в поэтическом спектакле, пожалуй, сложнее: в поэзии – свои законы, ритм. Но Тамара Никифоровна тонко ее чувствует и помогает делать это нам.

Сергей Дороженко, актер:
– Ошибочно мнение, будто Тамара Никифоровна излишне требовательна. На самом деле, в ее требованиях к актерам нет ничего сверхъестественного. Ее раздражает непрофессионализм, и она требует от актера, чтобы он совершенствовался в профессии. Я со временем перенял такой ее взгляд.
Часто на репетициях я вижу, что ее требовательность продиктована желанием ощутить правду. Она не даст репетиции идти дальше, если понимает, что актер не способен сделать так, чтобы зритель шагнул за ним в этот новый мир, создаваемый спектаклем. Она не может допустить этого, и добивается ощущения правды.

Анна Махрина, актриса:
– Работая с актером, Тамара Никифоровна может давать удивительные подсказки. Иногда они идут именно от тела. Не шла у меня роль Хозяйки гостиницы в спектакле «Между Адом и Раем», а Тамара Никифоровна советует: «Аня! Попробуй выпрямить спину и сложить руки перед собой... Держать себя в руках, так сказать». И все выправилось. Или подсказка найдется в структуре слова. В ее спектакле по поэзии серебряного века – не самые простые стихи Зинаиды Гиппиус. И есть строки, где хранит и венчает Любовь «святым единством — белизна». Такого рода символизм трудно подать зрителю. И Тамара Никифоровна предложила последнее слово разделить на «белиз-» и «-на», где частица «на!» обращена ко всем зрителям, ко всем людям, всей вселенной, как дар любви. И это – не мелочь! – прозвучало!

Екатерина Дубровская, главный балетмейстер, актриса:
– Впервые я общалась с Тамарой Никифоровной в стенах института культуры, который на тот момент заканчивала. Сразу поняла: такому волевому, любящему свое дело руководителю с легкостью доверю свою судьбу! И не ошиблась.
За девять сезонов в театре я прошла путь от артиста балета до артиста драмы и главного балетмейстера. Хорошо помню март 2011-го, дебют в драматическом спектакле. В тот день в моей домашней библиотеке появился томик Мандельштама с подписью Тамары Никифоровны:
«В день рождения драматической актрисы». Теперь я работаю и в пластических, и драматических, и поэтических спектаклях. Тамара Никифоровна стала для меня той путеводной звездой, которая освещает по-настоящему верный путь.

Источник

Последние новости