На прошлой неделе Соединенные Штаты пересекли Рубикон, приняв закон о бюджетных ассигнованиях на оборонные нужды на 2020 год, который содержит положения об «адских санкциях» в отношении всех, кто связан с завершением строительства трубопровода «Северный поток 2». Это недвусмысленно означает, что Вашингтон демонстрирует открытое пренебрежение к закону и готов осуществлять карательные меры в отношении любого союзника или партнера, который смеет заниматься экономической деятельностью, не получив на то одобрения со стороны США.
Мы уже давно поступаем таким образом со странами, которые считаем своими соперниками. При этом мы обвиняем их в нарушениях прав человека или международных законов или, в конце концов, неких социальных норм. Но в данном случае речь идет об обычной коммерческой сделке. Да, она действительно будет иметь геополитические последствия, но эти последствия носят вторичный характер. Сам по себе ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток 2» никому не причинит вреда, чего нельзя сказать о способности США оказывать политическое давление на европейские страны и принуждать их проводить антироссийскую политику.
Если на то пошло, Соединенным Штатам не должно быть вообще никакого дела до этого российско-германского проекта. Он представляет собой энергетическую сделку между шестью компаниями, соответствующую правилам ЕС (которые, кстати, под давлением со стороны Соединенных Штатов, изменились уже во время строительства) и направленную на обеспечение энергетической безопасности Германии.
Европа готова бросить вызов США в ситуации с «Северным потоком 2». При этом Вашингтон рискует недопустимыми действиями полностью разрушить собственную репутацию у европейских подрядчиков и правительств, ради того, чтобы остановить один-единственный трубопровод в таком регионе, где для будущего роста на самом деле потребуется несколько газопроводов.
Фактически, американские санкции против европейских компаний – это дипломатический эквивалент ядерного удара. А консерваторы в Сенате только что нажали красную кнопку.
Европа понимает, что на самом деле стоит за решением американских законодателей: Соединенные Штаты пытаются сохранить за собой имперское право диктовать политику всему миру. И если удастся установить энергетическую политику для Европы, значит можно добиться подчинения и во всех остальных сферах. Совершенно очевидно, что европейских лидеров такой статус-кво больше не устраивает.
Администрация Трампа с самого начала использует НАТО в качестве инструмента для маскировки своих истинных намерений в отношении Европы, а намерения Вашингтона состояли и состоят в сохранении доминирования во всех сферах европейской политики. Дональд Трамп не раз возмущался тем, что в то время как США несут огромные расходы на финансирование НАТО, чтобы защитить Европу от России, Европа покупает у России энергоносители.
Участие США в «обеспечении европейской безопасности» должно быть немедленно прекращено, войска возвращены домой, а миллиарды долларов направлены на развитие отечественной экономики, вместо продолжения оккупации большей части Европы и нацеливания ракет на Россию, которая не имеет никаких имперских амбиций и не является источником угрозы.
Европе пора начинать действовать независимо от Соединенных Штатов. Какое бы пренебрежение ни вызывал у меня ЕС, если ему удастся освободиться от диктата США в области энергетической политики, это даст толчок к укреплению независимости Европы в других сферах. Евросоюз не может самостоятельно решать свои проблемы, пока США угрожают ему. Здесь нужна настоящая круговая оборона, если можно так выразиться.
Швейцарская компания Allseas, которая ведет работы по прокладке трубы для «Северного потока 2», на данный момент приостановила операции, ожидая дальнейших инструкций из США. «Газпром», вероятно, предпримет собственные меры, чтобы продолжить работы, а Германия охотно даст любые разрешения, необходимые для успешного завершения строительства трубопровода.
Однако, с другой стороны, своевременное введение «Северного потока 2» в эксплуатацию больше не является столь актуальной задачей, поскольку Россия договорилась с Украиной о новом пятилетнем контракте на транзит газа. Таким образом, «Газпром» гарантированно сможет выполнить свои контрактные обязательства перед европейскими потребителями, чего раньше никто не мог предположить.
Но когда нацистская угроза встрече Зеленского с Меркель, Макроном и Путиным не осуществилась, стала реальной перспектива газовой сделки. А знаете, что здесь самое главное? У Соединенных Штатов из-за этого не будет решающего рычага влияния на энергетическую политику Европы. Путин и Зеленский переиграли в этом вопросе Круза, Грэма и Трампа.
Если задаться вопросом, зачем Америка пыталась такими драконовскими мерами предотвратить увеличение объемов поставки российского газа в Европу, ответ вкратце выглядит следующим образом: в случае разрыва энергетических связей между ними, Вашингтон получил бы возможность сдержать экономический рост не только России, но и Европы. Тогда правительство США могло бы контролировать, кто и сколько энергоносителей может доставить на европейские рынки в критические (в политическом отношении) моменты.
В этом, собственно, и заключается доктрина национальной безопасности Джона Болтона. И если оглянуться динамику отношений между Соединенными Штатами и Европой за последние пять лет, можно увидеть, что Америка добивалась, прежде всего, сохранения любой ценой вассального положения Европы путем резкого форсирования доли американских поставщиков на европейских рынках.
Опять же, это согласовывается с идеями Трампа об энергетическом доминировании и превращении США в главного поставщика энергоносителей для всех крупных экономик на планете.
Сегодня, когда соглашение о транзите газа заключено, для Европейского Союза самым разумным подходом было бы объявить о возможном введении котр-санкций против Соединенных Штатов и полном запрете поставок СПГ в Европу. Цены на газ находятся в настоящий момент на историческом минимуме, а предложение на рынке достигло пика на фоне опасений, что сделка между Москвой и Киевом не состоится.
Таким образом, эмбарго на поставки американского СПГ в Европу сроком на шесть месяцев, с целью ликвидации избыточного предложения, было бы правильным политическим ходом. А за это время «Северный поток 2» будет завершен и введен в эксплуатацию.
Впрочем, на самом деле, в этом теперь даже нет необходимости, потому что США и сами не смогут экспортировать большое количество СПГ в Европу при текущих ценах и конъюнктуре рынка. А когда войдет в строй «Северный поток 2», объемы продажи СПГ в Европу должны резко упасть.
Как бы ни развивались события, чуть раньше или чуть позже «Северный поток 2» будет запущен и начнет доставлять российский газ в Европу. То же касается и трубопроводов «Турецкого потока». Венесуэла также продолжит восстановление своего энергетического сектора при поддержке России и Китая.
В Европе нет места для американского СПГ, за исключением, разве что, Польши, где готовы буквально жечь деньги, принося здравый смысл в жертву русофобии.
«Северный поток 2» стал ответом на государственный переворот на Украине, поскольку Москва стремилась восполнить любые возможные потери доли европейского рынка. Теперь у России будет то, что было до разрыва связей с Украиной, плюс «Северный поток 2». А к 2024 году войдут в строй как минимум две нитки «Турецкого потока», по которым российский газ потечет в Европу.
Иран продолжит расширять свой экспорт нефти и газа, как только ему удастся урегулировать проблемы взаиморасчетов с покупателями через российские банки. А Соединенные Штаты будут по-прежнему метать громы и молнии, пока со временем не утратят окончательно свою актуальность.
Когда вы решаетесь нанести ядерный удар, отступление на прежние рубежи уже невозможно. Если ядерная война началась, никаких прежних рубежей просто не существует. И когда те, кому вы угрожаете уничтожением, все же выживают, они становятся гораздо сильнее, мобилизовав для этого выживания все свои возможности. Именно такое впечатление производит нынешнее рыночное положение «Газпрома».
Читайте также
Последние новости