Следующая новость
Предыдущая новость

Запасы газа на иранском месторождении Чалус, а также доля России «гораздо больше, чем ожидалось»

Богатейшее газовое месторождение Чалус в Каспийском море, похоже, всё больше становится центром дискуссий по поводу 20-летнего соглашения о сотрудничестве между Ираном и Россией.

В июне иранская компания Khazar Exploration and Production Company (Kepco), которую тогда рекламировали как главного оператора месторождения, дала оценку, что месторождение содержит 30% извлекаемых запасов природного газа всех прибрежных стран Каспийского моря и потенциально может покрыть 20% европейского спроса на газ.

Но эти оценки, возможно, нуждаются в пересмотре в сторону увеличения – момент, который чётко уловили в Москве. Как пишет Саймон Уоткинс на Oilprice.com, дальнейшие исследования показали, что запасы этого месторождения гораздо больше, чем считалось ранее, и оно содержит в общей сложности 7.1 трлн. кубометров, что составляет половину запасов Южного Парса, огромного месторождения в Персидском заливе. ,

В понедельник Уоткинс сообщил, что это привело к пересмотру условий сделки в ходе обсуждений сотрудничества Тегерана и Москвы, согласно которому в течение 20 лет 40% добычи будет принадлежать российскому Газпрому и Транснефти, 28% — китайским компаниям CNPC и CNOOC я) и только 25% иранской Kepco. Это разделение долей (об остальных 7% поговорим отдельно) будет применяться даже несмотря на то, что месторождение находится под суверенитетом Ирана.

Подобное соглашение, как предполагает Уоткинс, позволит России предотвратить любой возможный вызов ее положению, занимаемому на европейском рынке — при этом, предположительно, это позволит ей поддерживать цены на газ в интересах как своих, так и Ирана – в случае новых поставок иранского газа, если санкции США будут сняты.

Один из источников сообщил Уоткинсу, что выгоды для Ирана будут заключаться в привлечении Транснефти для транспортировки, CNPP для финансирования, CNOOC для создания инфраструктуры и инжиниринга. Сделка также обеспечит Ирану определенную политическую поддержку со стороны России на международном уровне, в том числе в решении в будущем вопросов, связанных с ядерной программой Ирана и его ядерной сделкой 2015 г. с мировыми державами (СВПД).

А кусок лакомый. Транснефть передала Москве, что согласно последним данным, Чалус может закрывать 52% — а не 20%, как ранее считалось – потребностей Европы в газе в течение 20 лет действия соглашения, финансовый выигрыш для Ирана будет значительным. Доля в 28% потенциально может составлять 5.6 млрд. долларов ежегодно на протяжении 20 лет, итого 112 млрд. долларов.

«Реальный менеджмент» КСИР

Такие выгоды могут быть особенно полезны нефтегазовых компаний, тесно связанных с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), которые будут осуществлять «реальное управление» иранской операцией и выкупят недостающие 7% при разделении долей. По истечении 20-летнего соглашения, эксплуатацией Чалуса будет заниматься строительное подразделению КСИР, Хатам-ол Анбиа, в результате чего ему останется львиная доля от общей прибыли, которую будет давать месторождение, которое в настоящее время оценивается в ошеломляющие 5,4 трлн. долларов.

Неясности остаются. Были разговоры о европейских инвестициях, но это, безусловно, будет зависеть от ослабления санкций США, которые вытеснили из Южного Парса таких операторов, как Total, мирового лидера в области добычи газа на шельфе и в производстве сжиженного газа.

И хотя Россия и Китай все больше обходят санкции США, в том числе за счет сокращения торговли в долларах на двусторонней основе до менее 50% и с помощью ШОС, трудно представить себе, что месторождение Чалус раскроет свой реальный потенциал и будет полностью удовлетворять европейский спрос при действующих жёстких санкциях США.

Осложнения могут возникнуть и во внутренней политике Ирана, где критики правительства могут обвинить власти в ограничении суверенитета и потере ресурсов. Если то и другое покажется горькой пилюлей, которую можно проглотить, вкус её не подсластят расчёты, согласно которым, с учётом новых данных по Чалусу, если это месторождение считать суверенным иранским активом, то Иран сейчас оказывается обладателем крупнейших запасов газа в мире.

Источник

Последние новости