Следующая новость
Предыдущая новость

Южный Кавказ: очередная победа российско-турецкого сотрудничества и очередное поражение Запада

10.12.2020 16:07
Южный Кавказ: очередная победа российско-турецкого сотрудничества и очередное поражение Запада

Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что Франция и Соединенные Штаты страдают от «уязвленной гордости» на фоне решающей роли Москвы в достижении перемирия между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Просьба разъяснить «неоднозначные моменты», касающиеся соглашения о прекращении огня, с которой Париж обратился к Москве, свидетельствует о недовольстве Франции в связи со своей маргинализацией.

В этом возобновившемся многолетнем кризисе Франция проявила себя как «беззубый тигр», не играющий существенной роли в регионе. Она обладает весьма ограниченным дипломатическим авторитетом для применения какого-либо давления. Ни Европейский Союз, ни Париж не были в состоянии остановить боевые действия между армянами и азербайджанцами.

Французский президент Эммануэль Макрон, обладая статусом сопредседателя Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), попытался использовать нагорно-карабахский кризис и перехватить инициативу, чтобы утвердить себя в качестве истинного лидера всей Европы.

Невозможно отрицать, что трехстороннее соглашение между Арменией, Азербайджаном и Россией в Карабахе стало потрясением для всего Запада, и особенно для Парижа. Все были уверены, что Россия и Турция вступят в схватку на Южном Кавказе, но вместо этого произошло нечто совершенно противоположное.

Москва и Анкара не допустили участия в урегулировании западных держав, которые являются посторонними для этого региона. В течение некоторого времени между Россией и Соединенными Штатами продолжался напряженный обмен заявлениями, в то время как Макрон и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган вступили в вербальную эскалацию по многим аспектам.

Кроме того, не следует забывать о сложной ситуации в самой Франции, особенно в связи с движением «желтых жилетов», недавними протестами против нового закона о СМИ и заявлениями Макрона, связанными с исламом.

Помимо всего прочего, вторая карабахская война продемонстрировала важность сотрудничества и координации между Турцией и Россией, что мы уже видели в Сирии. Предпринималось немало попыток повторить то же самое и в Ливии. Впрочем, позиция Турции в отношении южно-кавказского конфликта сильно отличается от подхода Вашингтона и Парижа, выступающих за замораживание кризиса без его разрешения по существу, и это разногласие отнюдь не ново, поскольку Турция никогда не была случайным игроком с краткосрочными интересами в Кавказском регионе.

Анкара заявляет о своей позиции абсолютно недвусмысленно, полностью поддерживая «братский» Азербайджан, стремящийся вернуть ранее оккупированные земли, в отличие от остальных стран, которые провозглашают свой нейтралитет в этом конфликте, в то же время поддерживая одну из противоборствующих сторон из-за кулис.

В своем знаменательном заявлении российский президент Владимир Путин подчеркнул, что Турция никогда не скрывала, что поддерживает Азербайджан в его конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Еще в докладе ЦРУ от 1988 года под названием «Беспорядки на Кавказе и националистические вызовы», рассекреченном в 1999 году, говорилось, что проазербайджанский подход Анкары беспокоит Белый дом, поскольку, как считают в США, он ведет к потенциальному военному конфликту между НАТО и Россией.

Склонность Вашингтона поддерживать Армению, прежде всего, объясняется его стремлением оказать давление на Турцию. И это связано не столько с армяно-турецкими отношениями, сколько с американо-турецкими разногласиями на Ближнем Востоке, которые усилились после 2013 года в результате сирийской войны. Дело в том, что администрация бывшего президента США Барака Обамы оказывала поддержку курдским «Отрядам народной самообороны» (YPG), сирийскому филиалу Курдской рабочей партии, которая классифицируется НАТО, Европейским Союзом и США как террористическая организация. Таким образом, действия Вашингтона в Сирии фактически угрожали интересам страны, входящей в НАТО.

Позже турецко-американская напряженность еще больше усугубилась из-за вопроса об экстрадиции базирующейся в Соединенных Штатах террористической группировки гюленистов (FETÖ), глава которой, Фетхуллах Гюлен, был организатором попытки государственного переворота в Турции 15 июля 2016 года. Между тем, сотрудничество Армении с Россией и Ираном рассматривается в Вашингтоне как серьезный вызов американским интересам на Кавказе.

Кроме того, французские дипломатические демарши в связи с кавказским конфликтом трудно рассматривать как результат единственного фактора – влияния армянского лобби во Франции, особенно если принять во внимание, что Макрон выступает против Анкары на стороне Афин по весьма запутанному кипрскому вопросу. Аналогичную антитурецкую позицию Париж занимает и в ливийском противостоянии. Наконец, Франция поддерживает сепаратистский терроризм в Сирии, а также является источником угрозы для Турции и других стран, в том числе и России, на Южном и Северном Кавказе.

Вторая карабахская война также выявила серьезные проблемы в западном альянсе. В сущности, сегодня невозможно говорить о какой-либо единой западной позиции не только по Южному Кавказу, но и по вопросу о западных санкциях в отношении России и Ливии. В то же время в средствах массовой информации до сих пор циркулируют цитаты заявления Макрона о «смерти мозга» НАТО, которые вызвали бурную реакцию как со стороны Эрдогана, так и президента США Дональда Трампа, который считает Францию страной, наиболее остро нуждающейся в мощном альянсе НАТО.

России удалось остановить вторую карабахскую войну, выступив в качестве посредника в подписании соглашения, которое сегодня рассматривается как исторический договор между Арменией и Азербайджаном, в координации с Турцией, принимая во внимание, что вопросы армяно-азербайджанских отношений являются важными красными линиями для Анкары.

Стремительные действия Владимира Путина и его непосредственная роль в организации переговоров между армянами и азербайджанцами стали решающим фактором, и его посредничество привело к развертыванию российских миротворческих сил, в то время как Турция принимает участие в мониторинге соблюдения перемирия.

Незадолго до подписания соглашения, 7 ноября, Макрон обсудил в телефонном разговоре с Путиным продолжающиеся масштабные боевые действия между Баку и Ереваном, и они пришли к согласию о необходимости продолжать посреднические усилия, а также координировать действия России и Франции. Макрон был потрясен, узнав всего три дня спустя, что российские миротворцы уже дислоцированы на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Второй шок постиг Макрона во время очередной беседы с Путиным через шесть дней после подписания соглашения о прекращении огня, когда Кремль прокомментировал в официальном заявлении, что этот разговор состоялся потому, что «Россия и Франция являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ».

Наконец, если вспомнить заголовок во французских СМИ в конце июня, объявивший о «тяжелом поражении» Макрона на местных выборах, становится ясно, что французский президент сегодня оказался зажат между внутренними поражениями и внешнеполитическими провалами. При этом важно понимать, что упомянутые внешние неудачи наносят вред общей позиции Франции.

Источник

Последние новости