Следующая новость
Предыдущая новость

Взаимодействие или соперничество: дебаты о политике США в отношении Китая

Взаимодействие или соперничество: дебаты о политике США в отношении Китая

Хотя очередной раунд торговых переговоров между Соединенными Штатами и Китаем намечен на январь, надежды Вашингтона на то, что растущая интеграция Пекина в мировую экономику позволит обуздать его антилиберальную внутреннюю политику и сделает Китай «ответственным игроком» на мировой арене, рухнули.

Хотя обе страны до недавнего времени разделяли обнадеживающую, хотя и несколько абстрактную приверженность «новой модели отношений между великими державами», теперь они даже не предпринимают особых усилий, чтобы скрыть растущее недоверие друг к другу.

Подпись к изображению: Китайский президент Си Цзиньпин встречается с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером в здании Всекитайского собрания в Пекине, ноябрь 2018 года

В американском внешнеполитическом ведомстве растет осознание того, что Соединенные Штаты вовлечены в долгосрочную и обостряющуюся с годами стратегическую конкуренцию с Китаем.

Впрочем, гораздо менее очевидно, каковы те окончательные отношения с Китаем, к которым Соединенные Штаты должны стремиться, и которых они могут достичь в нынешней глобальной обстановке. Одной из причин этой неопределенности является сложность определения точного места Китая на шкале между категориями «союзник» и «противник».

В прошлом году объем торговли между двумя странами составил 635 миллиардов долларов, а кроме того, они связаны между собой сложнейшей сетью глобальных поставок. На долю Китая приходится примерно треть всех иностранных студентов, обучающихся в колледжах и университетах Соединенных Штатов, а такие инициативы как программа Schwarzman Scholars позволяют будущим американским лидерам обучаться в Китае.

Для сравнения, в эпоху холодной войны между Вашингтоном и Москвой не было практически никаких экономических и культурных связей, а также прямых контактов между людьми.

Неспособность политических кругов в США точно классифицировать Китай ограничивает, если не исключает возможность для Америки сформулировать последовательную стратегию, поскольку она оставляет открытыми потенциальные состояния двусторонних отношений во всем диапазоне от совместного развития и сотрудничества до вооруженного конфликта.

Как отмечает Ури Фридман из журнала Atlantic Monthly, это говорит о том, что неопределенность по поводу пути вперед распространяется даже на, вероятно, самого выдающегося сторонника более конфронтационной политики в отношении Китая, каким является президент США: «Иногда кажется, что Трамп всерьез «окапывается» для затяжной экономической войны, а иногда – будто он готов вот-вот отказаться от всего этого и возобновить дружеские отношения с Си Цзиньпином, если обе стороны придут к соглашению».

Одной из целей, на которой президент Трамп постоянно делал акцент, является устранение дефицита торгового баланса США с Китаем (в октябре 2018 года этот показатель был рекордно высоким и составил 43,1 миллиарда долларов). Однако, даже если цель будет достигнута, сокращение этой цифры мало что изменит с точки зрения устранения разницы между темпами экономического роста в США и Китае и никак не сможет предотвратить наступление того дня, когда Китай сравняется с Америкой или даже опередит ее по большинству индикаторов национальной мощи.

Хотя, возможно, это и заманчиво – использовать таможенные тарифы и другие торговые ограничения, чтобы нанести ущерб китайской экономике, эти меры неизбежно приведут к снижению темпов роста в самой Америке. Причем, это произойдет независимо от того, какой ответный удар решит нанести Пекин, и не только потому, что две страны тесно взаимосвязаны в экономическом отношении, но и потому, что Китай является наиболее важным локомотивом глобального роста.

Таким образом, тактика «разори соседа» не может считаться эффективной в долгосрочной перспективе. В любом случае, наиболее важным показателем конкуренции между США и Китаем является не двусторонний торговый баланс, а сравнительный успех на развивающихся рынках.

Хотя Соединенные Штаты предприняли некоторые обнадеживающие шаги в направлении укрепления своего геоэкономического положения – совсем недавно они создали новое учреждение, Международную финансовую корпорацию развития, которая обладает вдвое большим объемом бюджета по сравнению со своим предшественником, Корпорацией частных зарубежных инвестиций, и имеет полномочия инвестировать как в активы, так и в задолженность – у Вашингтона нет последовательного плана конкуренции в этой сфере.

Администрация Трампа сосредоточила свое внимание на обеспечении двусторонних соглашений и балансировании взаимных торговых потоков со всеми странами по отдельности, но это вряд ли сможет сдержать рост влияния Китая. Не помогут делу и попытки заставить третьи страны сделать выбор между Вашингтоном и Пекином.

Как сторонники, так и критики политики администрации в отношении Китая сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе Вашингтон не сможет конкурировать с Пекином или подтолкнуть его к проведению рыночных реформ, если не заручится поддержкой широкой коалиции мощных экономик мира.

Соединенные Штаты могут использовать многосторонние соглашения для расширения своего доступа к третьим рынкам, усиления международных норм, касающихся торговли и инвестиций, а также стимулирования Китая к соблюдению этих норм путем сотрудничества в тех случаях, когда они исполняются, и мобилизации согласованного международного давления в тех случаях, когда Китай их нарушает.

Кроме того, Америка может возродить свои собственные внутренние источники конкурентоспособности, и прежде всего систему инноваций, которая на протяжении многих десятилетий позволяла ей быть в авангарде разработки и применения передовых технологий.

Американские наблюдатели все чаще изображают сотрудничество и соперничество в качестве альтернативных подходов к политике в отношении Китая. Тем не менее, оба эти подхода являются основными инструментами. Первый заключается в том, чтобы продолжать прокладывать магистрали сотрудничества в поддержании открытой системы торговли, противодействии климатическим изменениям и решении других острых глобальных проблем. Суть второго инструмента в том, чтобы направить коллективные действия против недобросовестной китайской экономической практики и убедить партнеров и союзников в своей экономической устойчивости и стратегической приверженности обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В конечном итоге есть лишь один способ не допустить того, чтобы Китай однажды сравнялся с Америкой, а затем и превзошел ее в экономическом отношении. Он заключается не в том, чтобы замедлить развитие Китая, а в том, чтобы превратиться в более динамичную версию самой себя.

Источник

Последние новости