Пентагон планирует потратить миллионы долларов на модернизацию расположенной в Исландии военной базы времён холодной войны, так как Вашингтон намерен следить за действиями новых российских стелс-субмарин в Североатлантическом регионе.
Подпись к изображению: Члены экипажа американского противолодочного самолета P8-A «Посейдон» на боевых постах
Американские военные сообщают, что в оборонный бюджет 2018 года закралась новая статья расходов: необходимо обновить ангары авиабазы в Кефлавике на сумму в 14,4 миллиона долларов, чтобы разместить там больше противолодочных самолётов P-8 Poseidon, которые нужны для обнаружения субмарин и слежения за ними.
Решение связано с тем, что атомные и неатомные российские подводные лодки стали чаще появляться в районе Фареро-Исландского рубежа (линия противолодочной обороны НАТО, расположенная между Гренландией, Исландией и Великобританией), преодолев который, корабли Северного флота России выходят в Атлантический океан.
Представитель пресс-службы Пентагона Джонни Майкл сообщил изданию Foreign Policy, что по договорённости с Исландией в следующем году американские разведывательные самолёты будут чаще появляться в регионе.
НАТО обеспокоен тем, что Альянс не сможет обнаружить новые российские субмарины и проследить за ними, если подлодки незаметно выйдут в открытый океан. Представители НАТО признают, что на протяжении двух десятков лет Альянс большее внимание уделял борьбе с пиратами у побережья Африки и поддерживал операции на Среднем Востоке, забывая о противолодочной обороне, которая во время холодной войны имела основополагающее значение.
В 90-е годы флот России пришёл в упадок, но в 2000-х годах Владимир Путин указал на необходимость военного превосходства, и флот был восстановлен за счёт постройки дизельных и атомных подводных лодок, которые стали тише и опаснее советских предшественников, а также научились преодолевать гораздо большие расстояния.
Исследователь CNA Corporation Майкл Кофман утверждает, что сегодня российский подводный флот находится «в лучшем состоянии со времён распада СССР». По словам Кофмана, Россия «потратила много усилий на обучение личного состава и приведение флота в боевую готовность».
У России есть около 50 субмарин, что не идёт ни в какое сравнение с флотом СССР, который во время холодной войны насчитывал 400 подводных лодок. Однако эксперт полагает, что технические характеристики субмарин позволяют российскому флоту на равных соперничать с американским. «На этот раз в приоритете оказалось качество, а не количество», – отметил аналитик Атлантического совета Магнус Норденман.
В опубликованном ранее в этом году отчёте, который посвящён оценке военной мощи России, Разведывательное управление Министерства обороны США сообщило, что российские подводные атомные ракетоносцы «способны нанести ядерный удар с расстояния в тысячи километров», и благодаря этому «флот России признан одним из лучших иностранных флотов».
Гордость российского флота – это субмарины проекта «Ясень», вооружённые 32 крылатыми ракетами «Калибр». Точная информация о дальности ракеты отсутствует, но российские подводные лодки нанесли ракетный удар «Калибрами» по целям в Сирии с расстояния около 1100 километров. В распоряжении Москвы находится две субмарины проекта «Ясень», а в ближайшие годы планируется постройка ещё восьми.
В конце ноября главнокомандующий флотом Великобритании адмирал Филип Джонс заявил, что былое превосходство флотов Запада улетучивается, а возрождающиеся флоты (среди них и российский) способны оспорить главенство сил Великобритании в домашних водах.
«На сегодня очевидно, что повышенная активность российских субмарин в Североатлантическом регионе превратилась в норму», – сообщил Джонс.
Этим летом Франция, Германия, Греция, Италия, Испания и Турция подписали соглашение о создании нового противолодочного воздушного самолёта. Необходимо увеличить количество противолодочных воздушных судов, так как со времён холодной войны число патрульных кораблей, контролирующих воды Североатлантического региона, Балтики и Средиземноморья, значительно сократилось.
Для решения задач противолодочной обороны ВМС используют фрегаты, и на сегодня у НАТО таких фрегатов осталось около 50, хотя в начале 90-х годов их было примерно 100.
Чтобы частично восполнить нехватку, к 2020 году американский флот готовится принять в состав 20 новых фрегатов. В прошлом месяце ВМС США обратились к предприятиям ВПК, поручив им через два года представить многоцелевой фрегат, способный выполнять задачи противовоздушной и противолодочной обороны.
Россия всегда испытывала проблемы с выходом в открытый океан, и потеря стран Балтии, а также Польши, черноморских портов Румынии и Болгарии означает, что сегодня для России выйти в океан сложнее, чем во времена СССР.
В случае конфликта с Западом Балтийский и Черноморский флоты, скорее всего, будут заблокированы силами НАТО. Норденман из Атлантического совета отмечает, что «в связи с этим для проецирования силы Россия начнёт использовать Северный флот и именно с его помощью выйдет в Атлантический океан».
Северный флот Россия создала для того, чтобы держать НАТО на расстоянии или реагировать на любую активность сил Альянса. При этом западные политики опасаются, что у российских стелс-субмарин повышаются шансы проскользнуть мимо американской разведки и всплыть вблизи восточного побережья США. Кофман сообщил, что «ВМС США должны определиться, каким образом они собираются выслеживать эти подлодки».
Норденман добавляет: «В этом отношении Исландия играет важнейшую роль». Во время Второй мировой войны противолодочные силы США в Исландии помогали выслеживать стайки немецких подлодок, которые посреди океана чувствовали себя в безопасности. Вероятно, придётся вспомнить опыт прошлого. Норденман призывает подумать о размещении непотопляемого авианосца в Атлантическом океане.
Читайте также
Последние новости