По статистике, в Восточно-Сибирском море корабли чаще всего рискуют столкнуться друг с другом, затонуть или сесть на мель. В основном, это происходит из-за льда: в конце лета лёд образуется очень рано и быстро.
В регионе холодные зимы, температура опускается до минус 30 градусов Цельсия, и море затягивается льдом. Летом 50 процентов ледяного покрова не тает. К примеру, в Баренцевом море ситуация иная – в летний период это море полностью свободно ото льда.
Подпись к изображению: Чаще всего происшествия в Арктике происходят из-за льда. Немецкое научно-исследовательское судно – ледокол «Polarstern» – в водах Северного Ледовитого океана
Кроме того, Восточно-Сибирское море – самое мелкое из всех морей Северного морского пути (СМП), его глубина составляет всего 52 метра. Суровый климат, отдалённые участки и неисследованные морские территории усугубляют положение.
В Баренцевом море у кораблей меньше всего шансов столкнуться или затонуть. В результате исследования выяснилось, что суда редко тонут в Чукотском, Карском, Баренцевом море и в море Лаптевых. Авторы исследования утверждают, что в целом в морях СМП происходит меньше происшествий, чем в других судоходных регионах.
По мнению исследователей, чиновники всё чаще рассуждают о транспортировке грузов по арктическому пути, так как Северный Ледовитый океан богат природными ресурсами, маршруты короткие, а пиратов нет. Однако если учесть холод и суровые условия, можно предположить, что с появлением плотного движения количество инцидентов в регионе увеличится.
Исследователи изучили движение нефтяных танкеров по Северному морскому пути. Рассматривались три варианта происшествий, которые могут случиться в ходе арктических походов: столкновение судов, потопление и посадка на мель. «Причиной контакта кораблей может стать столкновение с глыбами льда или айсбергами. Не исключено столкновение корабля с сопровождающим его ледоколом», – заявил изданию High North News доктор Рузбех Аббасси из Университета Маккуори.
Исследователи изучили Северный морской путь – это новый торговый маршрут, который соединит порты Европы и Азии. Экстремально низкие температуры, дрейфующий лёд и суровые климатические условия затрудняют движение по маршруту.
Авторы исследования уделили наибольшее внимание пяти морям СМП: Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское море и море Лаптевых. Учёные проанализировали природные и эксплуатационные факторы – от природных условий (льды, препятствия, ветер, волна) до возможности оказания помощи.
Авторы представили новую модель риска, которая проливает свет на причины корабельных катастроф на СМП, с целью оценить опасность перевозок по арктическому маршруту. «Эта модель призвана оценить риск при транспортировке грузов по водам Арктики с учётом природных и эксплуатационных факторов, актуальных для этого региона», – сообщил доктор Аббасси.
Новизна модели в том, что она составлена на основе свежих данных об уровне волны и скорости ветра, которые были собраны с арктических метеостанций. «С появлением новых данных и сведений о природных и эксплуатационных факторах модель может быть изменена, что позволит получить наиболее точную оценку риска, связанного с транспортировкой», – объясняет Аббасси.
Ранее ни одно исследование по оценке рисков не разделяло СМП на пять разных регионов. Новая работа позволяет принять в расчёт природные различия между морями СМП.
На транспортировку груза по морю влияют различные природные и эксплуатационные факторы. К эксплуатационным относится человеческий фактор – усталость, неумение управлять корабельными системами, неверное понимание информации, ошибочные решения и действия, ошибки в навигации. К другим факторам причислены нарушение правил буксировки, отказ оборудования судна (к примеру, потеря мощности), невозможность продолжить движение.
Природные факторы, которые могут привести к катастрофе – это высота волны, скорость ветра, течение, температура, тяжёлые погодные условия и различная толщина льда на маршруте. Чаще всего происшествия происходят из-за льда. К примеру к трагедии может привести столкновение с дрейфующими льдами или с многослойной толщей льда, которую не удалось заметить. Стоит подчеркнуть, что факторы могут проявляться одновременно: когда сильный ветер гонит дрейфующий лёд, условия заметно ухудшаются.
По мнению авторов, своевременное предупреждение о необходимости принять меры защиты способно сделать перевозки безопаснее. «На основе нашего исследования руководство может принять решения, которые снизят количество факторов риска, влияющих на навигацию в Арктике, – полагает Аббасси. – Чтобы снизить риск, компании могут уделить большее внимание обучению и технической подготовке персонала, в результате чего корабль будет адаптирован к арктическим походам».
Исследование также помогает людям подготовиться к разнообразным условиям различных отрезков СМП. «Исследование показало, что в Восточно-Сибирском море риск инцидентов всех типов выше всего. Руководству следует отнестись к этому региону с особым вниманием», – заключает Аббасси.
Читайте также
Последние новости