Следующая новость
Предыдущая новость

Властные игры Путина могут поставить под угрозу сделку ОПЕК

20.01.2020 11:47
Властные игры Путина могут поставить под угрозу сделку ОПЕК

Российский президент Владимир Путин, действуя в своем излюбленном классическом стиле, сейчас пытается протолкнуть реформы, которые могут ослабить будущее президентство за счет будущего поста премьер-министра, что привело к неожиданной отставке на прошлой неделе всего правительства и предъявлению на свет нового премьер-министра, о котором никто никогда не слышал.

Некоторые опасаются, что далеко идущая отставка — это своего рода бескровная чистка с целью избавиться от любого, кто мог бы встать на пути Путина, когда он попытается (снова) удержать полную власть в своих руках с помощью уловки по смене президентства на пост премьер-министра.

Тем не менее, другие опасаются, что эта масштабная перестановка, включая отставку российского министра энергетики, может иметь определенные последствия для самого мощного в мире нефтяного картеля и предпринятого ОПЕК для стабилизации рынка сокращения добычи нефти.

Президент Путин уже давно поддерживает сделку с ОПЕК, которая должна способствовать продолжению сотрудничества с картелем. Путин — главное лицо в Москве, принимающее окончательное решения, и его позиция имеет значение, а поскольку она не меняется, то этим курсом будет следовать любой, кто бы ни вошел в новое правительство в качестве министра энергетики.

Что касается Новака, он будет исполнять обязанности министра до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство, и некоторые эксперты подозревают, что Александр Новак сохранит свой пост при новом премьер-министре Михаиле Мишустине.

«Путин считает, что сделка ОПЕК + является позитивной для российской экономики, и Новак может рассчитывать на сохранение своих позиций в российской политической системе», — сказал аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Как минимум, он останется на посту министра энергетики», — добавил он.

Между тем, Юшков отметил, что ушедший премьер Дмитрий Медведев и глава «Роснефти» Игорь Сечин находятся не в лучших отношениях. И с уходом Медведева с поста премьер-министра можно вполне ожидать, что влияние Сечина в Кремле вырастет, по крайней мере, временно. Сечин — откровенный противник сокращения добычи, организованного ОПЕК +, хотя он до сих пор старался придерживаться линии партии.

Правительство Медведева неожиданно подало в отставку в прошлую среду после того, как президент Путин заявил, что будет добиваться внесения поправок в конституцию Российской Федерации. Его предложения включают передачу дополнительных полномочий Парламенту.

В своем обращении к Федеральному собранию Путин заявил, что хочет вынести предложенные конституционные поправки на общенародное голосование, поскольку они изменят баланс сил и всю политическую систему, а также исполнительную, законодательную и судебную ветви власти в России.

Существует множество хороших поводов для спекуляций. До сих пор отношения России и ОПЕК были взаимовыгодными, хотя некоторые в этой организации справедливо обеспокоены тем, что мнение Москвы в вопросах, касающихся контроля над поставками нефти, слишком уж значимо, и что Россия и Саудовская Аравия, два из трех крупнейших производителей нефти в мире, практически могут самостоятельно принимать решения в отношении политики ОПЕК.

Что еще хуже для членов ОПЕК, так это то, что Россия, будучи одним из ведущих производителей нефти, может в одиночку заключать или нарушать соглашения о добыче нефти. Поэтому опасения, что серьезные перемены во властных структурах в России могут расстроить планы ОПЕК, являются вполне обоснованными. Некоторые даже называют Россию новым фактическим лидером нефтяного картеля.

И движение цен с момента заключения первого соглашения ОПЕК+ в 2016 году подтверждает эту точку зрения.

Россия, которую представлял Александр Новак, как известно, до последней минуты была крайне осторожна в принятии на себя любых обязательств по сокращению добычи. Кроме того, Новак несколько раз публично ставил под сомнение необходимость продолжения сокращений, что сразу же привело к снижению цен. Это дает понимание того, что ОПЕК нуждается в России определенно в большей степени, чем Россия в ОПЕК.

Это потому, что члены ОПЕК больше заинтересованы в более высоких ценах на нефть, чем Россия.

По данным S&P Global Platts, доходы России от экспорта нефти составляют значительную долю бюджета — 40 процентов в 2019 году. Но после кризиса 2014 года в стране сложилась похвальная привычка составлять бюджет на основании цен на нефть, намного ниже ее фактической стоимости. Другими словами, Россия более устойчива к колебаниям цен, чем большинство ее партнеров по ОПЕК.

В сложившихся условиях, если Новак останется на посту министра энергетики, что является наиболее вероятным сценарием, ОПЕК может продолжать ограничивать добычу, зная, что и Россия тоже будет делать это, хотя Москва, в отличие от ОПЕК, не слишком строго придерживалась своих квот на добычу.

С другой стороны, если Мишустин по какой-то причине решит назначить главой министерства энергетики России человека из «Роснефти», близкого к Сечину, у ОПЕК могут возникнуть проблемы. Сечин, помимо того, что выступает против сокращения добычи, является довольно влиятельным человеком в российской политике. Может быть, достаточно сильным, чтобы изменить мнение Путина о сокращении.

Это гораздо менее вероятный сценарий, чем сохранение Новаком своего поста. В конце концов, премьер-министр — это тот, кто формально назначает новых министров, но именно президент неофициально утверждает такие назначения, прежде чем они будут сделаны. Говорят, что выбор большинства членов нового правительства будет сделан Путиным, и лишь немногих из них Мишустин выберет сам. Имея такой послужной список, Новак почти наверняка продолжит свою работу в новом правительстве, и в энергетической политике Москвы практически ничего не изменится.

Источник

Последние новости