От знаменитых кухонных дебатов между Никитой Хрущевым и Ричардом Никсоном до роста популярности Генри Форда в СССР, от сотен заводов, спроектированных детройтским инженером Альбертом Каном для Советской России, до знаменитых московских высоток — у холодной войны всегда имелись своеобразные аспекты – в частности, увлечение русских американской культурой и технологиями.
Выставка «Строительство нового мира: американизм в русской архитектуре», организованная специалистом по истории архитектуры Жаном-Луи Коэном, которая проходит в Канадском центре архитектуры в Монреале, иллюстрирует динамику отношений между двумя странами на протяжении веков, в том числе российское восприятие американской культуры и архитектуры.
В эпоху мировых выставок 19-го века промышленный капитализм завораживал мир своими индустриальными достижениями и пробуждал воображение. Россия также была подвержена воздействию этих чар, и поэтому между двумя странами постоянно происходили «перетекания» технических знаний и культурных идей. На выставке представлены образцы советской архитектуры, источником вдохновения для создания которых послужили американские проекты – например, Дворец Советов, незавершенный и многократно повторенный; его создатели брали за образец Радио-Сити-Холл и Статую Свободы.
США, отличавшиеся тогда высоким уровнем индустриализации и производительности и развитием высоких технологий, придерживались идеалов нового мира, и между двумя странами всегда проводились параллели: Москва — аналог Вашингтона, а Новосибирск – как новый Чикаго. В 1930-е годы казалось, что Россия набирает обороты, с ее высокими темпами национального роста и развитием культурной сферы, конкурирующей с наиболее значимыми западными достижениями в области авангардного искусства, литературы и кино. Русские ахитекторы-конструктивисты взяли модернизм и подняли его на новый уровень, далеко за пределы того, что удалось сделать Западу, и получили высокую оценку от самого Ле Корбюзье.
Выставка, где представлены материалы из множества частных коллекций, также вывела на свет менее известную фигуру — Вячеслава Олтаржевского, специалиста по строительству высоток, родившегося в Москве и прошедшего подготовку в Америке, в офисе архитектора Харви Уайли Корбетта. Он привез в Россию свой опыт и знания в области высотного строительства и заложил основу советской высотной архитектуры.
Одной из важнейших экспозиций выставки является галерея, посвященная международному конкурсу 1933 года на проектирование Дворца Советов, которая иллюстрирует кристаллизацию социалистического реализма с победным предложением Бориса Иофана. Куратор выставки сравнивает советский дизайн с дизайном жилых башень архитектора Эмери Рота, расположенных по соседству с Центральным парком в Нью-Йорке, тем самым еще раз иллюстрируя архитектурное влияние Америки на советскую архитектуру.
Читайте также
Последние новости