Следующая новость
Предыдущая новость

В прогнозах относительно Индо-Азиатско-Тихоокеанского региона стратегам стоит учитывать военную мощь России

16.02.2018 11:37
В прогнозах относительно Индо-Азиатско-Тихоокеанского региона стратегам стоит учитывать военную мощь России

Сегодня на оценку геополитического статуса России в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе влияет сложившееся после холодной войны представление о том, что Москва утратила геостратегический потенциал, так как Россия потеряла военную мощь и ограничила свою экономическую деятельность в регионе. В связи с этим Россию не признают важным игроком в регионе и пренебрегают ею при стратегических расчётах.

Но в последние десять лет сила России медленно, но верно, восстанавливается. Это наиболее заметно в Восточной Европе, но и в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе намечаются изменения, о которых необходимо знать стратегам, оценивающим будущее развитие этого крупного региона. Согласно тексту Стратегии национальной безопасности США, Запад вновь начал уделять внимание России при стратегический расчётах:

Россия стремится вернуть себе статус великой державы, она устанавливает сферы влияния вблизи своих границ. Из-за амбициозности России и увеличения её военной мощи в Европе появляется нестабильная приграничная территория, а риск конфликта по причине просчётов Москвы повышается.

Аналитик Австралийского института стратегической политики Алексей Муравьёв посвятил статью российской военной мощи в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 2000-х годах Россия постепенно начала восстанавливать утраченный боевой потенциал. Ранее не получавшая денег военная машина во время президентства Путина обрела финансовую и, что важно, политическую поддержку, которая не исчезла и сегодня. Прослеживается качественное обновление нынешней военной мощи России, но западное стратегическое и оборонительное сообщество не уделяет этому должного внимания.

В отношении к региональной безопасности и в военной политике Россия придерживается прагматического подхода, избегая конфликтов и не вмешиваясь в геополитические проблемы третьих сторон, если они напрямую не связаны со стратегическими интересами Москвы. В ходе регионального военного планирования Россия делает акцент на укреплении 200-300-километрового оборонного периметра вдоль тихоокеанского побережья. Появление масштабных военных угроз, которые не могут быть нейтрализованы с помощью традиционного оружия, могут перевести конфликт в ядерную стадию с боевым применением тактического и стратегического ядерного оружия.

Что касается геостратегической обстановки в Северо-Восточной Азии, Россия поддерживает очень сложные и неустойчивые отношения с соседями, среди которых две крупные ядерные державы (США и Китай) и малая ядерная держава (Северная Корея). Российские территориальные споры с Америкой по поводу Берингова пролива и с Японией из-за Курильских островов ещё больше усложняют ситуацию, при этом схожие разногласия существуют между Китаем, Японией и Южной Кореей. Наконец, противостояние на Корейском полуострове, с которым граничит Приморский край – это ещё одна проблема для Москвы с точки зрения стратегии.

Просчитывая наперёд потенциальное участие России в крупномасштабных военных конфликтах, российские стратеги не исключают, что война может разразиться на Дальнем Востоке и на западе Азиатско-Тихоокеанского региона. Обсуждается целый ряд возможных сценариев, но самые правдоподобные из них – это война между Россией и Китаем за Дальний Восток и сражение между Китаем и коалицией во главе с США за превосходство в Тихом океане, при этом Россия будет косвенно участвовать в конфликте. Ожидается, что ни один из сценариев не будет реализован в ближайшие 10 лет, но исходя из прогнозов, Россия обновляет оборону к востоку от Уральских гор.

Несмотря на геополитические разногласия с Вашингтоном и НАТО, сегодня российские стратеги рассчитывают на менее острое, чем в период холодной войны, политическое и военное противостояние с Америкой и её союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Следует обратить внимание на то, что Россия значительно улучшила стратегические отношения с Китаем, поэтому отпала необходимость в присутствии многочисленного военного контингента вблизи российско-китайской границы.

За последние 10 лет Россия укрепляла военное сотрудничество со странами Азии и Индо-Тихоокеанского региона. Министерство обороны РФ во главе с Сергеем Шойгу стало активнее взаимодействовать с зарубежными военными, превратив оборонную дипломатию в одно из своих приоритетных направлений. Россия входит в состав организаций, специализирующихся на безопасности, среди которых Шангри-Ла Диалог, встреча министров обороны стран АСЕАН и Шанхайская организация сотрудничества, при этом Москва крайне активно развивает двусторонние отношения. Россия ищет партнёров для обеспечения безопасности на земле и в море, для выполнения миротворческих и поисково-спасательных операций, для борьбы с терроризмом и с различными видами организованной преступности наподобие пиратства, наркоторговли и контрабанды.

Призывы к сотрудничеству со стороны России говорят о том, что Москва намерена установить доверительные отношения со странами региона в области безопасности. Консультации, обмен сотрудниками и военными технологиями, совместные разработки и учения – всё это помогает российским военным установить близкие и доверительные отношения со своими региональными коллегами.

Россия уже не та слабая (но хорошо вооружённая) страна, возникшая на руинах СССР. Россия смогла восстановить боевую мощь и, что важнее, способна уверенно использовать её для геополитического давления. Внимание СМИ приковано к стратегическому соперничеству Китая и США, но не только эти страны формируют баланс сил в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Источник

Последние новости