Следующая новость
Предыдущая новость

В особняке Шкапских в Уфе и жили, и пили

В особняке Шкапских в Уфе и жили, и пили

Северо-западный угол перекрёстка улиц Маркса (Александровской) и Чернышевского (Колмацкой) в Уфе занимает памятник истории и архитектуры — каменный особняк, главный дом усадьбы уфимских дворян Шкапских. Нынешний его адрес: Уфа, ул. К. Маркса, 41.

Здание занимает угловое положение и имеет ярко выраженное градостроительное значение, неизбежно подчиняя себе застройку этой части улицы. На протяжении всей своей истории здание использовалось как жилое.

Квартал, где находится это здание-памятник, расположен в южной исторической части города Уфы. Застройка здесь началась примерно с 1810-х годов. После двух великих уфимских пожаров 1816 и 1821 годов поступательное движение Уфы на северо-запад несколько замедлилось, а потом снова обрело свежее дыхание, новые дома строились как на месте пожарищ, так и на пустырях.

На карте Уфы 1852 года на данном перекрёстке уже обозначен какой-то кирпичный дом, но нынешний ли — сказать пока невозможно. Вероятно, всё же не он, ибо на карте дом имеет прямоугольную форму, а не нынешнюю глаголеобразную, но возможно, все здания на ней указаны схематично, Г-образных не видно нигде.

Тем не менее, спустя 14 лет, мы видим нынешний дом Шкапских уже на первых «эрмитажных фотографиях» Уфы 1866 года. Вот он во всей красе, и классически бел, и глаголеобразен.

И нетрудно догадаться, что фотография сделана с пожарной каланчи, ныне утопленной в надстроенном здании Второго Пожарно-полицейского управления.

И что интересно — второе и шестое от угла окна вдоль Колмацкой уже заложены, а над четвертым и пятым уже пробиты антресольные подслеповатые маленькие окошки, некрасиво искажающие фасад, вредящие эстетическому восприятию дворянского особняка. Если принять версию, что угловая часть уже была в 1852 году, то продолжение на запад, превратившее дом в букву Г, было пристроено между 1852 и 1867 годами. Ближнее к углу заложенное окно было переделано в дверной проём совсем недавно — в 2017-2018 годах.

По Справочной книге города Уфы 1883 года, составленной по данным второй городской однодневной переписи населения 17 июня 1879 года, данный квартал I городской части, носит № 24. Рассматриваемое нами усадебное место на тот год принадлежало Прасковье Михайловне Шкапской. Домовладельцы в переписи 1879 года учитывались не по отдельным домам, а по усадьбам, отдельно постройки не описаны, установить количество домов на определённой усадьбе, не говоря уже о датах их построения, невозможно. Улица Александровская была одной из главных, парадных улиц города Уфы, большинство зданий здесь строились кирпичными.

По данным переписи 1886 года (город Уфа к трехсотлетнему юбилею) усадебный участок также числится за Шкапской. Можно предположить, что первоначальные хозяева здания-памятника именно они, представители древнего уфимского дворянского рода. Судя по характерной архитектуре время постройки особняка — это середина XIX века, переход от позднего классицизма к эклектике.

Кем же были они, дворяне Шкапские?

Как установил краевед Михаил Роднов, Прасковья Михайловна Шкапская — племянница (дочь сестры) Василия Степановича Юматова, уфимского историка и краеведа, первого на профессиональном уровне изучавшего историю нашего края. Прасковья Михайловна вышла замуж за Владимира Петровича Россинского и, соответственно, была матерью известного общественного деятеля Петра Владимировича Россинского и его братьев и сестер (о доме Россинских мы будем говорить отдельно и позже).

Между 1886 и 1897 годами Прасковья Михайловна умерла. Согласно Раскладочной ведомости налогов на 1897 год на рассматриваемом участке уже у купеческой вдовы Татьяны Васильевны Блохиной (1824 г.р.) имеются: каменный дом с антресолями, флигель с мезонином, каретник с конюшнями, погреб и баня, постройки крыты железом. Всё имущество оценивается в 3.300 рублей в ценах того времени.

По данным Справочной книжки Уфы на 1904 год — усадебным местом с домами уже владела дворянка Глафира Васильевна Шереметьева. Здесь впервые угловая усадьба пронумерована по улицам: по Александровской номер дома сдвигался: в 1904 — № 45, в 1911 и позже — № 43, а ныне — № 41. Глафира Васильевна владеет усадьбой и по Справочным книжкам Уфы за 1908 и 1911 годы. Иногда в исторических источниках, справочниках фамилия Шереметьева звучит как Шереметьевская, видимо, для городских чиновников и переписчиков это было одно и то же.

В списках к выборам в губернское земство на 1912 год домовладелицами здесь являются: Глафира Васильевна Шереметьевская и Мария Васильевна Фыгина, возможно сестры. По Окладным книгам налогов с недвижимого имущества за 1916–1918 годы угловой усадьбой уже владеют Михаил Михайлович Пупышев и некий Андрей Петрович Салазкин (купчая крепость с июля 1917 года). Пупышев — из известных купцов, потомственных почётных граждан и благотворителей, владельцев винокуренного Спасского завода № 51 и водочно-спиртоочистительного в городе Уфе.

К 1923 году на усадьбе Шкапских было муниципализировано два дома по второй (средней) категории у домовладельца Салазкина. Слова, что это «дом Салазкина» я лично слышал из уст старейшего знатока истории Уфы Владислава Александровича Лузина (1904-92).

По Всероссийской переписи населения 1923 года усадьба принадлежит Горкомхозу (и здесь же примечание: «бывш. Салазкина»). А по Всесоюзной переписи населения 1926 года: в «каменном 1-этажном доме для жилья» находится… пивная. Дословно: «2 квартиры о 2-х и 3-х комнатах и пивная 98 кв. саж. + подвал с пивом». И вновь под пивную пробивали стены в доме: со стороны улицы Александровской примерно по центру можно заметить два изувеченных первоначальных окна, кои пытались превратить во входные двери. Но, видимо, ненадолго, НЭП быстро свернули, проём заделали, раны остались. Кто знает, может быть, и сейчас где-нибудь в полузарытом подвале затерялась бутылка с нэповским пивом, ну или хотя бы пустая.

На тот же год на усадьбе числятся: деревянный одноэтажный дом с мезонином для жилья (шесть однокомнатных квартир), деревянный одноэтажный для жилья (одна однокомнатная квартира), дощатый одноэтажный каретник, дощатый одноэтажный сарай, погреб, сарай.

В дальнейшем столь подробных переписей городских усадеб и строений на них, к сожалению, не было. Почти все вышеупомянутые дома на усадьбе, в глубине двора, были постепенно снесены. Последние — буквально на наших глазах в последние годы. Остались лишь рассматриваемый угловой и второй от угла по улице Чернышевского — деревянный одноэтажный дом, который пустой и тоже сносится.

Дом-особняк Шкапских как объект культурного наследия был выявлен автором этих строк в 1992 году. После сноса дворовых строений усадьбы угловой останется навечно стоять в гордом одиночестве.

Источник

Последние новости