Следующая новость
Предыдущая новость

Украинские казачьи формирования теперь представляют для Киева угрозу

02.07.2021 16:57

Гетман Анатолий Шевченко, глава реестрового казачества Украины

Украина, как и РФ, создала регистр казачьих объединений, чтобы интегрировать их в государство и общество. Этот шаг поставил данные группы в контры с независимыми казачьими объединениями, часть которых в принципе против такой интеграции, а в некоторых случаях используется Москвой для ослабления Украины. Однако, что очень важно, казачество играет в жизни Украины гораздо более важную роль, чем в России. Некоторые эксперты указывают, что Украина даже не получила бы своего названия (то есть окраины, приграничья), если бы не историческая роль, сыгранная казачеством; другие же считают, что казаки и по сей день определяют многие из внутренних различий между украинцами и русскими. Поэтому раскол среди казаков на Украине – особенно «реестровыми», т.е. официально признанными государством, независимо от их конкретных взаимоотношений с гражданскими и военными властями) и всеми другими казачьими группировками – не только вероятная угроза, но он уже произошёл и углубляется.

Для украинских властей, как и для российских, казачество — палка о двух концах. С одной стороны, казаки и традиции казачества играют важную роль в национальном самосознании и даже в проецировании силы России на Украине и наоборот. В РФ проживает до 5 млн. казаков, и на Украине их несколько миллионов. Но, с другой стороны, из-за важной роли, которую казаки играют, Киев, как и Москва, пришёл к выводу, что у него нет другого выбора, кроме как взять их под контроль, создав реестр тех, кто наверняка будет сотрудничать с государством. Тем не менее, такая категоризация противопоставляет «зарегистрированные» казачьи объединения тем группировкам, которые не хотят или не могут получить подобное официальное признание. Российские власти были особенно активны в кооптировании своих казаков и использовании их против Украины.

Однако, поступая подобным образом, украинские власти всё больше сталкиваются с теми же проблемами, что и Россия. Самое важное, что попытки Москвы оторвать казаков от общих корней, с тем, чтобы их можно было использовать в интересах России и против Украины, возмутили многих других казаков, которые считают эту политику нападением на их самобытную национальную идентичность. Мало того, что большое количество казаков в России возмущено тем, что делает Москва, но многие из них сейчас более склонны поддерживать националистические программы, что в конечном итоге может угрожать территориальной целостности РФ.

Как отмечает один из российских комментаторов: «Украина – казачья земля, но только одно казачье войско (Запорожская Сечь) возникло само по себе. Все остальные казачьи формирования были созданы по приказу российских монархов. Больше того, многие из этих казачьих территорий выходят за черту, которая сейчас является российско-украинской границей, а это означает, что многие казаки на Украине менее ориентированы на Украину, чем хотелось бы считать Киеву, и многие из них относят себя к казачьим общинам, которые простираются на территорию России и являются более русифицированными.

Киев пытается преодолеть это, создавая систему реестра казачьих формирований, во многом похожую на ту, что создана в России – по крайней мере, по замыслу. Сегодня существует Украинское реестровое казачество, организация, функционирующая на основе законов, принятых ещё в ранний постсоветский период. Однако в то же время в стране существует более 150 других казачьих объединений. Некоторые из них многочисленны, другие существуют только на бумаге, но многие воодушевлены больше казачьим единством, чем украинским национализмом, и больше симпатизируют казакам в России – и, следовательно, самой России – чем хотелось бы Киеву. Подобное отношение влияет и на реестровых казаков на Украине; в результате, командиры частей регулярной армии Украины не хотят использовать их в бою из-за невысокой боеспособности, что стоит жизни другим украинским солдатам.

В марте этого года гетман Анатолий Шевченко, глава реестрового казачества Украины, даже пожаловался в Верховной Раде, что многие командиры приписывают его людям то, что они наблюдают среди нереестрового казачества, и поэтому не хотят включения их в свои части. Неудивительно, что российские СМИ обыгрывают всё это, как для подрыва единства украинской армии, так и для поощрения братства между казаками Украины и России. И, по мнению многих, одним из следствий всего этого является то, что за Крым и Донбасс прибыло воевать примерно 20 000 казаков из России, что значительно превысило число противостоявших им казаков из Украины.

В самом деле, даже в публикациях реестрового казачества есть предположения, что Киев рассматривает казаков не столько как надежную военную силу, сколько что-то вроде фольклорного коллектива, который держат для выступлений на случай приезда зарубежных лидеров. Такие подозрения по самой своей природе могут быть самоподдерживающимися, особенно если они сопровождаются (как сейчас) активными усилиями по «национализации» казачества на Украине. Такой подход, несомненно, приведет на Украине к тому, к чему похожая политика уже привела в России: к росту недовольства среди реестровых и нереестровых казаков, усилению конфликтов между ними и ещё большему расширению возможностей для внешних сил играть на этих трениях с целью ослабления страны.

Источник

Последние новости