Путешествие уфимца Антона Сазонова, который отправился на велосипеде по 16-ти странам Азии, длится уже месяц. Он стартовал из Уфы, с площади Салавата Юлаева, 12 июня, в день России, день города и день собственного рождения. Велоэкспедиция называется «Дети мира», цель проекта заключается в том, чтобы показать многообразие школ в мире, и вместе с тем подчеркнуть единство их задач — обучение и воспитание детей.
За это время он проехал по странам ближнего зарубежья — Казахстану, Узбекистану и Таджикистану. И сейчас покидает территорию бывшего СССР. Далее маршрут идёт по Памирскому тракту вдоль таджико-афганской границы Ваханским коридором в Китай.
Начало маршрута, по словам путешественника, было нетрудным.
— Пока не было настоящих гор, ехать получалось быстро и хорошо, — рассказывает Антон. — От казахского Туркестана до столицы Узбекистана Ташкента — примерно 300 километров — я прошёл за три дня. В Казахстане трассы в идеальном состоянии. Крути педали, и все дела. Но там уже было по-настоящему жарко — каждый день +33, +35 и выше.
Люди в Средней Азии очень приветливые и гостеприимные, хорошо знают русский язык. Вот яркий пример их гостеприимства. Его наш земляк описал в дневнике путешествия:
«Из Чимкента выехал в обед, но жара такая, что ехать невозможно. На выезде сворачиваю в частный сектор и становлюсь в тень для отстоя. Тут же меня находят местные и почти силой загоняют во двор. Три часа сидим на топчане под навесом, пьём холодный компот и говорим. Местное гостеприимство не позволяет, чтобы путник просто валялся под кустом, дожидаясь прохлады. От еды кое-как отболтался. Оказалось это турки, переселённые Сталиным в 1944 году из Грузии, из Аспиндзы. А ещё раньше их предки жили на озере Ван. В 17 часов солнце слегка опустилось, и я поехал. Силы после компота прибавились, и я решил под хорошее настроение создать задел на следующий день. Под самый вечер взял первый перевал Кызылгурт. Перевальчик невысокий, так, для тренировки и постепенного втягивания».
На отрезок от столицы Узбекистана Ташкента до столицы Таджикистана Душанбе, а это примерно 400 километров, у Антона ушло четыре дня. Основная трудность — преодоление хребтов Памиро-Алая. Становилось всё жарче, днём ехать было уже невозможно. Температура под 40 градусов. Поэтому он выезжал как можно раньше утром.
— В Узбекистане поесть вообще не проблема, — говорит Антон. — И всё вкусное, свежее. Цены такие, что на 100 рублей ты ешь, на 150 обжираешься, а на 200 объём пищи невозможно поглотить за один раз. Типичное место для обеда и отдыха — топчан, покрытый ковром, под навесом. Можно и поесть, и поспать после обеда.
Прибытие в Душанбе он так описал в дневнике путешествия:
«В Душанбе я прибыл в приподнятом настроении. Экспедиция набирает обороты, всё идёт по плану. Помимо отдыха, здесь мне нужно решить технические вопросы — сделать пропуск в Горно-Бадахшанскую автономную область и снять наличку.
Дорога, ведущая с перевала Анзоб, плавно переходит в проспект Рудаки — центральную магистраль города. Бросил якорь в гостинице «Авеста». В городе выходной, 27 июня — День Единства в Таджикистане.
Меньше десяти лет назад Таджикистан был охвачен настоящей гражданской войной, как неохотно говорят местные — воевали все и со всеми. Поэтому теперь слово «вахдат» (единство) встречается буквально на каждом углу.
Помимо этого, 2018 год в Таджикистане объявлен годом туризма. Эмомали Рахмон сказал, что нельзя трясти с туристов деньги и вообще обижать их. Поэтому проблем с путешествием по Таджикистану нет никаких. Я даже за еду не всегда плачу — не берут деньги и всё, «ты наш гост» говорят.
На следующее утро пошёл по делам. Вопрос номер один — это кэш. Основная карта у меня «Мастеркард», в Узбекистане её не брали нигде, поэтому денег у меня к Душанбе не осталось, даже в гостиницу пришлось селиться под честное слово.
Быстро выяснилось, что и в Душанбе с этим проблема. Спасением стало наличие в городе казахского банка Казкоммерцбанк — я смог снять и сомони, и доллары на будущее.
Дальше я прогулялся по проспекту Рудаки в сторону ОВИРА, чтобы сдать паспорт на пропуск на Памир. Обычно готовый пропуск выдают на следующий день, однако в ОВИРЕ тоже всё для туристов и всё сделали буквально за 15 минут!
Следующая важная точка маршрута — Хорог. До него 500 с лишним километров».
Путешествие без приключений не обошлось — в тоннеле на одном из перевалов путешественник дважды (!) проколол заднее колесо. Это при том, что до этого от Уфы не было ни одного прокола. Пришлось заезжать в Дангару на шиномонтаж и заодно купить новые камеры. Китайская камера на базаре стоит 10 сомони — это 70 рублей. Проще менять, чем латать.
После Дангары начался настоящий ад — жара неимоверная.
«Иду на силе воли, — пишет Антон. — Днём сплю в теньке, потому что двигаться нереально».
Местная экзотика — неотъемлемая часть путешествия. Картинки из повседневного быта местных жителей так и хотелось запечатлеть.
Вот доят верблюдицу. Это еще Казахстан.
Вот вялятся прямо на обочине дороги абрикосы — часть урожая идёт на курагу. Это уже начало пути по Таджикистану.
В Хороге Антон Сазонов впервые зашёл в школу, носящую имя учителя физики, который проработал в ней 50 лет. В школе учатся 458 детей. Система похожа на российскую. Те же 11 классов, та же шкала оценок. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 7 июня. Нет осенних и весенних каникул, зато зимние целый месяц. Путешественник рассказал детям о России, о своей экспедиции и передал письма уфимских школьников. Перед выездом из Хорога Антону отдали ответы, и с Памирских гор в Россию улетели первые приветы.
А путешествие продолжается. Впереди всё самое интересное. Подробности можно посмотреть на сайте экспедиции.
Читайте также
Последние новости