Следующая новость
Предыдущая новость

Трехсторонний альянс Россия-Индия-Китай: нечто большее, чем пиар-шумиха?

Трехсторонний альянс Россия-Индия-Китай: нечто большее, чем пиар-шумиха?

В ходе саммита большой двадцатки G20 в Осаке лидеры России, Индии и Китая провели очередную трехстороннюю встречу. Хотя их сближение давно не является новостью, поскольку идея встречи в кулуарах G20 обсуждалась еще с прошлого года, к тому же в ходе этого саммита в Японии были проведены многие другие дискуссии на высшем уровне, тем не менее, именно встреча группы РИК попала на первые полосы всех мировых СМИ.

Идея РИК как стратегического объединения зародилась в конце девяностых годов. Она принадлежала Евгению Примакову и состояла в том, что этот тройственный союз должен составить «противовес западному альянсу». Примаков, российский политик и дипломат, который был также премьер-министром России с 1998 по 1999 год, заложил основы формирования группы, целью которого было «положить конец американскому диктату во внешнеполитической сфере», а также «возобновить старые связи с Индией и придать мощный импульс новообретенной дружбе с Китаем».

Однако, идея более регулярных встреч на уровне лидеров появилась только в последние годы. Трехсторонняя встреча состоялась в прошлом году во время саммита G20 в Аргентине, где внимание наблюдателей привлек еще одна встреча между лидерами трех стран: Соединенных Штатов, Японии и Индии. А в кулуарах встречи Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Кыргызстане лидеры трех евразийских держав договорились снова встретиться в Осаке.

Нынешняя встреча лидеров РИК стала лишь третьей за 12 лет, что говорит о непростых отношениях между тремя странами и определенных сложностях в процессе формирования этой стратегической группировки. Тем не менее, на фоне нынешних глобальных геополитических перемен предпринимаются попытки возродить некоторые из прежних инициатив, чтобы использовать их как инструмент противодействия мировому порядку, в центре которого находятся Соединенные Штаты.

Эти усилия впервые были предприняты в Бишкеке, когда российский президент Владимир Путин, премьер-министр Индии Нарендра Моди и китайский президент Си Цзиньпин провели отдельные двусторонние встречи в кулуарах саммита ШОС. В сообщениях прессы говорилось о необычайно сильной «личной химии», возникшей между Путиным, Си и Моди, которая «сотворила чудо».

В то время как российско-китайская сторона треугольника является достаточно прочной уже на протяжении нескольких лет, у Моди в последнее время также появились причины для сближения с Россией и Китаем, на фоне тарифной войны, развязанной против Индии президентом США Дональдом Трампом, и особенно после того, как администрация Трампа лишила Индию статуса привилегированного партнера, исключив ее из Единой системы тарифных преференций, и ввела тарифы на индийские товары.

Следует понимать, что Индия по-прежнему остается ключевым партнером в американской стратегии «Свободный и открытый Индо-тихоокеанский регион», и Нарендра Моди, безусловно, стремится к тесному стратегическому партнерству в попытке противостоять растущей мощи и региональному влиянию Китая. Однако, нынешняя торгово-тарифная война может негативно отразиться на стратегических связях между США и Индией в целом, что отвечает интересам России и Китая. Не случайно, встреча РИК и укрепление дружбы между тремя лидерами произошло именно на фоне обострения противоречий между Соединенными Штатами и Индией. Хотя госсекретарь США Майк Помпео в июне прошлого года приезжал в Индию, чтобы урегулировать растущие проблемы в двусторонних связях, его поездка, как и заявление на хинди «Modi hai toh Mumkin Hai», что означает «Моди делает это возможным», практически не смогли изменить стратегическую динамику американо-индийских отношений.

В этой связи, энтузиазм, с которым была воспринята встреча лидеров РИК в Осаке, нельзя назвать неожиданным. В отличие от второй встречи группы JAI (Япония, Америка и Индия), которая не привлекла особого внимания, она была провозглашена крупным прорывом для развивающихся стран, который подчеркивает необходимость свободных и открытых рынков и противодействия любым протекционистским мерам. Это послание явно было адресовано Соединенным Штатам и президенту Трампу. Абсолютно ясно, что Си и Путин выбрали для решительного шага идеальный момент, когда Нью-Дели стал одной из последних мишеней агрессивной внешнеторговой политики Трампа.

В своем вступительном слове на встрече РИК в Осаке Нарендра Моди подчеркнул важность сближения и обмена мнениями между лидерами трех стран о глобальной экономической и политической ситуации, а также о проблемах в области безопасности. Он уделил особое внимание той пользе, которую принесла трехсторонняя дискуссия между министрами иностранных дел в Китае в феврале нынешнего года. Моди сказал, что главы внешнеполитических ведомств обсудили все важные проблемы, включая «усиление борьбы с терроризмом, международные конфликты и ситуацию в горячих точках, формирование многополярного мира, климатические изменения и сотрудничество в рамках РИК».

Си Цзиньпин, в свою очередь, указал на особую важность России, Индии и Китая в процессе формирования многополярного мира. Он призвал лидеров России и Индии взять на себя «глобальную ответственность» за защиту своих национальных интересов, и в то же время добиваться установления многостороннего мирового порядка. Си также добавил, что «рост протекционизма и унилатерализма серьезно повлиял на глобальную стабильность и экономический рост, а также на существующий международный порядок, на который полагались все развивающиеся страны. Несомненно, Си Цзиньпин пытался заручиться большей поддержкой России и Индии в продолжающейся американо-китайской торговой войне.

Пока неясно, как Моди перенесет введение тарифов, и его обращение Нью-Дели к двум другим членам группы РИК, возможно, не принесет особой пользы для решения этой проблемы. Хотя Моди должен помнить о дипломатии улыбок со стороны Си и Путина, которые, совершенно очевидно, действуют исключительно в собственных интересах, поскольку, как у России, так и у Китая имеются свои трудности в отношениях с США, Вашингтону вести следовало бы также вести игру осторожно и не позволить Нью-Дели упасть в объятия Пекина. Соединенные Штаты должны сделать так, чтобы нынешние торговые и тарифные сложности не привели к серьезным стратегическим разногласиям.

США и Индия не могут позволить себе игнорировать новые геополитические реалии, которые определяются растущей мощью и влиянием Китая. До сих пор Вашингтону и Нью-Дели более или менее удавалось сохранять позитивный импульс в двусторонних отношениях, и это было взаимовыгодно. Пока слишком рано утверждать, что геополитический расклад изменился.

Источник

Последние новости