Следующая новость
Предыдущая новость

Таяние арктических льдов обостряет соперничество России с США и Китаем за контроль над Северным морским путем

24.06.2021 18:07

Потепление на Крайнем Севере происходит в два раза быстрее, чем в остальной части планеты. В прошлом году площадь ледяного покрова едва не достигла самого низкого уровня за всю историю наблюдений, а в нынешнем году прогнозируется, что она сократится еще больше. Это побуждает Москву активно строить инфраструктуру вдоль маршрута, который может сократить расстояние между Европой и Азией на треть по сравнению с навигацией через неспокойное Южно-Китайское море и перегруженный Малаккский пролив, которые в настоящее время используются для морских грузовых перевозок.

В этом году навигационный период на обширном арктическом побережье России начался раньше, чем когда-либо, в феврале, когда танкер для перевозки сжиженного природного газа Christophe de Margery отправился из Китая на полуостров Ямал. Этот переход последовал за беспрецедентным судоходным сезоном прошлого года, длившимся почти 8 месяцев, что дало России предвкушение большого будущего для Северного морского пути, если трафик продолжит расти.

Тарифы на ледокольное сопровождение, транзитные расходы и непредсказуемость условий остаются основными проблемами навигации за Полярным кругом. Но открытие Северного морского пути поставило бы Россию в центр нового глобального судоходного маршрута, по которому осуществляются поставки энергоносителей и иных грузов.

Москва заявляет, что имеет право регулировать судоходство и устанавливать цены на транзит в пределах СМП, и этот маршрут, по мнению аналитиков, может стать существенным козырем в ее отношениях с Китаем, одним из крупнейших его бенефициаров.

Соединенные Штаты заявляют, что у России нет права контролировать движение, а экологи утверждают, что напряженный трафик по СМП может нанести неисчислимый ущерб хрупкой экологической системе Крайнего Севера. Но Россия активизирует свои планы, а другие грузоотправители, включая Китай, не скрывают своей заинтересованности в развитии маршрута.

До сих пор в нынешнем году, трафик вырос на 11 процентов по сравнению с рекордным показателем прошлого года, который составил 1014 рейсов. Хотя это капля в море по сравнению с глобальным объемом перевозок, в прошлом году он вырос на 25 процентов по сравнению с 2019 годом и составил 33 миллиона тонн. Москва ожидает, что этот показатель будет стремительно расти. Президент России Владимир Путин заявил, что он хотел бы, чтобы к 2024 году объем перевозок удвоился и достиг 80 миллионов тонн.

После завершения саммита с президентом США Джо Байденом 16 июня Владимир Путин сказал, что лидеры двух стран говорили о проекте, в рамках которого Россия, имеющая больше атомных ледоколов, чем любая другая страна в мире, разработала новый класс судов для Крайнего Севера.

Масштаб проекта, стоимость которого оценивается примерно в 11,5 миллиарда долларов, говорит о больших амбициях Москвы в арктическом регионе. Государственная корпорация по атомной энергетике, «Росатом», располагающая флотом атомных ледоколов, которые могут прокладывать путь во льдах толщиной до 3 метров, готовит планы размещения станций, укомплектованных персоналом, вдоль маршрута для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ. Она уже ввела в строй плавучую атомную электростанцию, которая курсирует вдоль маршрута, чтобы содействовать ускорению строительных работ на суше.

«Арктический регион абсолютно уникален, поэтому нам следует комплексно подходить к инфраструктуре», – сказала генеральный директор «Росатома» по устойчивому развитию Полина Лион.

России все еще предстоит модернизировать свою сеть полуразрушенных портов советской эпохи вдоль Северного морского пути, чтобы там можно было осуществлять обработку грузов и дозаправку судов. Британская горнодобывающая компания Kaz Minerals получила контракт на строительство порта в восточной оконечности СМП для экспорта золота и меди из недавно приобретенного месторождения, сказал министр по развитию Арктики и Дальнего Востока Алексей Чекунков. По его словам, порт будет открыт для судов других стран.

Однако, торговцы пока остерегаются. Китай демонстрирует некоторый прогресс, но он пока не взял на себя никаких обязательств по инвестированию в Северный морской путь или предоставлению гарантий минимального объема регулярного трафика. Государственная судоходная компания COSCO ежегодно проводит около девяти пробных рейсов, но объемы китайских перевозок могут увеличиться, по словам Лион, поскольку некоторые компании уже ведут переговоры о гарантировании определенного годового объема перевозок.

Пекин активно присматривается к маршруту, на случай если погода сделает навигацию более предсказуемой или если другим торговым маршрутам через Южно-Китайское море будет мешать напряженность в отношениях с США и их региональными союзниками.

Василий Кашин, эксперт по российско-китайским отношениям в Московской школе экономики, сказал: «Помимо прочего, существует определенный интерес к СМП со стороны ВМС Китая, который обусловлен вопросами стратегической мобильности. В частности, у них есть заинтересованность в установлении своего военного присутствия в Атлантике».

Россия уже увеличила свое военное присутствие в Арктике и вдоль Северного морского пути, но США заявляют, что Москва не обладает юрисдикцией над этими водами. «Незаконное регулирование морских перевозок по Северному морскому пути подрывает глобальные интересы, способствует нестабильности и в конечном итоге снижает уровень безопасности в регионе», – говорилось в Военно-морской стратегии США в Арктике.

Источник

Последние новости