Следующая новость
Предыдущая новость

Сработает ли жесткая линия: Байден поднимает ставки в конфронтации с Россией и Китаем

25.03.2021 22:07
Сработает ли жесткая линия: Байден поднимает ставки в конфронтации с Россией и Китаем

Впервые за почти 50 лет Соединенные Штаты вернулись к жесткой политике одновременного противостояния России и Китаю. Следует признать, что это означает повышение ставок, учитывая, что Россия представляет серьезную угрозу, хотя и не такую, как в свое время СССР, а Пекин близок к тому, чтобы стать сверхдержавой, тогда как полвека назад он был экономически недееспособным государством.

В феврале 1972 года президент Ричард Никсон, следуя стратегии, сформулированной его госсекретарем, гарвардским ученым Генри Киссинджером, отправился в китайскую столицу на встречу с председателем Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуном. Целью этого визита было снижение уровня враждебности и превращение Китая в союзника против коммунистического гиганта, Советского Союза, зонтичного государства во главе с Россией, которое являлось в то время главным противником Америки. Китайцы созрели для этой идеи, поскольку в шестидесятые годы отношения между двумя коммунистическими странами резко ухудшились из-за кровавого пограничного конфликта.

Позже, в семидесятые годы, при новом верховном лидере Дэн Сяопине, китайцы начали проводить рыночные реформы. Запад во главе с Вашингтоном вознаградил Китай, сделав автократическое однопартийное государство главным экспортером мира. Это осыпало страну невиданными богатствами.

Запад ожидал, что процветание сделает Китай более демократическим государством, соблюдающим международный порядок, основанный на правилах, и менее агрессивным в своих амбициях. Даже после жестокого разгона демократической оппозиции на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году Запад не изменил своего курса в отношении Китая.

Напротив, многие ожидали, что беспорядки приведут к краху коммунизма в Китае, сродни тому, что произошло в Советском Союзе в 1991 году. Однако, по мере того как страна избавлялась от бедности, перспективы такого сценария таяли. Более того, так называемый демократический мир уже не представляется китайскому народу образцом, которому он стремится подражать.

Более того, экономический титан, воздвигнутый Западом, почувствовал вкус к дипломатии власти денег и внушительной военной мощи. Сочетание этих факторов побудило маоистски настроенного Си Цзиньпина и КПК поощрять националистическую воинственность как внутри страны, так и за ее пределами. Конечным результатом стало подавление тибетских буддистов, преследование мусульман-уйгуров в Синьцзяне и возобновившаяся агрессивность в отношениях с Японией, Тайванем, Гонконгом и Индией, а также военный авантюризм в Южно-Китайском море.

И все это происходит в то самое время, когда остальной мир переживает страшную пандемию коронавируса, имеющего китайское происхождение, которая привела к почти трем миллионам смертельных случаев и физическому сокращению других крупных экономик планеты. Были изобретены многочисленные вакцины, которыми уже привиты сотни миллионов человек, но прежде чем население всех континентов сможет получить иммунитет от Covid-19, пройдет еще много времени и потребуется немало усилий.

Однако на мир обрушилась неожиданная удача – американские избиратели отстранили Трампа от власти, которую он, по мнению американской разведки, украл с помощью российского кибер-вмешательства в 2016 году, лишив законной победы Хиллари Клинтон. Трамп заигрывал с российским президентом Владимиром Путиным и проявлял крайнюю непоследовательность в отношениях с Китаем до тех пор, пока последний не пренебрег своим договором с Британией по поводу Гонконга, вынудив Вашингтон перейти к более жесткой политике.

В течение шестидесяти дней после того, как опытный Джозеф Байден принял бразды правления, произошли драматические и по-своему смелые перемены. В нашумевшем интервью на прошлой неделе ведущий ABC обратился к президенту: «Директор национальной разведки выступил сегодня с докладом, в котором сказано что Владимир Путин санкционировал операции с целью оклеветать вас и поддержать президента Трампа, а также расколоть американское общество. Какую цену он должен заплатить?»

Байден ответил: «Он дорого заплатит. Я знаю его давно и относительно хорошо. Я сказал ему: «Я знаю вас, а вы знаете меня. Если все подтвердится, готовьтесь к худшему». Ведущий настаивал: «Так какую же цену он должен заплатить?» Президент сказал: «Это мы скоро увидим. Кстати, есть такие сферы, где в наших общих интересах сотрудничать между собой. Вот почему я продлил с ним договор СНВ-III. Снижение вероятности обмена ядерными ударами отвечает интересам подавляющего большинства человечества. Что касается ответного удара, я не буду заранее объявлять о нем. Мы сделаем это, и Путин сразу поймет».

Такое публичное заявление в адрес России и ее главы из уст американского президента является редкостью даже по меркам холодной войны.

После этого назначенный Байденом новый госсекретарь, опытный дипломат Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан встретились с главой канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи и министром иностранных дел Китая Ван И в Анкоридже, штат Аляска. Это произошло после консультаций с ключевыми азиатскими союзниками Соединенных Штатов – Японией и Южной Кореей. Журналисты были по-настоящему шокированы, когда в их присутствии Блинкен и Ян более часа обменивались взаимными колкостями. Как правило, в подобных случаях доступ СМИ ограничивается краткой фотосессией и небольшим аудиосообщением.

Блинкен сказал, что США и их союзники едины в противостоянии растущему авторитаризму и агрессивности Китая внутри страны и за рубежом. Мнение Байдена о тарифах на китайский экспорт, введенных Трампом, еще предстоит узнать, но его позиция по поводу демократических ценностей и попрания прав человека в Китае была сформулирована абсолютно четко. Перед встречей в Анкоридже Соединенные Штаты отозвали лицензии у нескольких китайских телекоммуникационных компаний и вручили повестки в суд их представителям по соображениям национальной безопасности, а также ввели новые санкции против Китая в наказание за его действия в отношении Гонконга.

Доктриной Никсона в свое время было конструктивное взаимодействие, и этой доктрины в основном придерживались его преемники. Однако сейчас в американском Конгрессе существует прочный двухпартийный консенсус в пользу отказа от каких бы то ни было компромиссов с Китаем. Учитывая предполагаемый грозный потенциал России в кибервойне, а также значительную экономическую и военную мощь Китая – два фактора, которых не существовало в семидесятые годы, – это, несомненно, дерзкий гамбит со стороны Байдена, особенно если принять во внимание многочисленные проблемы, с которыми сталкивается сегодня американская экономика.

Россия и Китай также похоронили прошлые обиды и потенциально могут создать альянс, если будут подвергаться запугиванию со стороны Вашингтона и Запада. Соединенные Штаты, безусловно, обладают военным и технологическим превосходством над обеими странами и имеют в своем распоряжении оружие в форме санкций против отдельных российских и китайских чиновников, а также членов их семей. Но новой американской администрации придется сильно постараться, чтобы найти баланс между восстановлением нормальной жизни и экономической активности в стране после эпидемии коронавируса и высвобождением финансовых ресурсов для затяжной борьбы против стратегических противников. В такой ситуации легко спровоцировать инфляцию, а это могло бы иметь негативные последствия.

Очевидно, что Байден решил немедля схватить быка за рога, тем самым дав всем понять, что с Америкой шутки плохи, а не дрейфовать в надежде убедить оппонентов более мягкими средствами. Жесткая политика новой администрации, безусловно, заставит Москву и Пекин быть настороже, возможно даже перейти в оборону и стараться избегать эскалации. Время покажет, станут ли они более послушными.

Источник

Последние новости