Следующая новость
Предыдущая новость

Сохранится ли хрупкий нефтяной альянс Эр-Рияда и Москвы

Сохранится ли хрупкий нефтяной альянс Эр-Рияда и Москвы

В период пандемии Россия и лидер ОПЕК Саудовская Аравия создали хрупкий нефтяной альянс, но, по мнению аналитиков, их «брак по расчету» может распасться, поскольку восстановление рынка вновь обостряет старые разногласия.

Тринадцать членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и десять независимых производителей, включая Россию, в 2016 году образовали альянс ОПЕК+ в ответ на стремительно растущую конкуренцию со стороны США, а также падение цен на мировом рынке.

Эта группа резко сократила добычу в условиях слабого спроса, когда вспышка Covid-19 в прошлом году превратилась в пандемию. Этот шаг был направлен на снижение предложения и повышение цен. Однако, поскольку в последние месяцы цены вернулись на допандемический уровень и колеблются вокруг отметки 65 долларов за баррель, ОПЕК+ понемногу увеличивает добычу.

Приметой сохраняющихся разногласий является тот факт, что России и Казахстану было позволено увеличить темпы добычи в период с января по апрель, в то время как Саудовская Аравия добровольно сократила добычу.

На совещании министров во вторник группа приняла решение придерживаться соглашения об ограничении добычи, достигнутого в начале апреля, руководствуясь фактором стабильности рынка.

Однако, как пишет экономист исследовательской компании Xerfi Альберто Бальбони, в настоящее время квоты на добычу «держат в земле» семь миллионов баррелей, которые могли бы ежедневно поступать на рынки, и это создает большой соблазн отклониться от принятых обязательств.

Несмотря на успешную координацию политики и добычи на протяжении почти пяти лет, «никогда нельзя исключать возможности разрыва», заявил Филипп Себилле-Лопес, директор консалтинговой компании Geopolia и независимый аналитик, специализирующийся на ОПЕК и ее союзниках.

Три члена группы, Венесуэла, Иран и Ливия, освобождены от квот, в то время как Москва на протяжении последних месяцев настаивает на увеличении добычи, что привело к размолвке с Эр-Риядом, который выступает за более осторожный подход.

Эр-Рияд и Москва «остаются конкурентами, особенно на азиатском рынке», – сказал Себилле-Лопес. Россия и Саудовская Аравия занимают соответственно второе и третье места в рейтинге крупнейших производителей нефти. Первое место принадлежит Соединенным Штатам.

«То, что началось как «брак по расчету», постепенно превратилось в долгосрочные связи», – сказал аналитик компании PVM Тамас Варга в интервью агентству Франс-пресс, согласившись с другими аналитиками в том, что эти связи тем сильнее, чем ниже цены на нефть.

Однако в настоящее время сокращение производства труднее обосновать, поскольку спрос вырос, а цены на нефть вернулись на допандемический уровень. Более того, согласно прогнозу банка Goldman Sachs, в ближайшее время они превысят 80 долларов за баррель.

Для того чтобы сбалансировать свой бюджет, России необходима цена 42-45 долларов за баррель, в то время как Саудовская Аравия, несмотря на то, что себестоимость добычи там ниже, нуждается в увеличении цены до 70 долларов за баррель.

«Россия хочет добывать больше, в то время как Саудовская Аравия на каждой встрече настаивает на сохранении жестких ограничений», – говорит Бальбони. Больше того, она вызвалась добровольно сократить свою добычу на миллион баррелей в сутки, чтобы избежать избытка предложения на рынке.

Ценовая война между Саудовской Аравией и Россией привела к обвалу цен во время встречи ОПЕК+ на министерском уровне, которая состоялась в Вене 6 марта 2020 года, когда хранилища во всем мире были переполнены дешевой нефтью, что усугубило воздействие пандемии.

Хотя с тех пор в альянсе было восстановлено хрупкое перемирие, Алексей Громов, аналитик Московского Института энергетики и финансов, сказал, что Саудовская Аравия и Россия сейчас «занимают практически равное положение в ОПЕК+, что может периодически приводить к недоразумениям и некоторой напряженности».

«ОПЕК и десять других производителей могут пойти каждый своим путем, когда кризис завершится, и глобальный спрос на нефть снова достигнет здорового уровня, – сказал Тамас Варга. – Однако прецедент был создан, и они могут легко вновь объединиться, когда это потребуется».

Источник

Последние новости