Следующая новость
Предыдущая новость

Северные. Теплые. Наши

Северные. Теплые. Наши

В Нижневартовске стартовал юбилейный, пятый по счету Международный фестиваль малых театральных форм «Северные встречи».

Накануне мы встретились с художественным руководителем театра Натальей Наумовой и вместе вспомнили, с чего начиналась история одного из самых заметных мероприятий театрального мира.

Все началось с Эдит Пиаф

Все лучшее рождается совершенно спонтанно. Если не спонтанно, то уж точно случайно появились на свет «Северные встречи». «Зачатие» фестиваля произошло больше десяти лет назад. Несмотря на то, что сам драматический театр на тот момент уже имел определенный вес в мире искусства, его руководители и не думали звать гостей в провинциальный город. Главная проблема — географическое положение Нижневартовска. Ну кому придет в голову ехать за тридевять земель на фестиваль? Нет уж, говорили коллеги, лучше вы к нам. И театр активно участвовал во всевозможных фестивалях — и российских, и зарубежных. Тогда в репертуаре был замечательный моноспектакль «Эдит Пиаф», который пользовался у зрителя большой любовью.
— С ним мы планировали отправиться на фестиваль, и для предварительного просмотра пригласили к нам в город Валерия Хазанова, который первый в России начал фестивальное движение моноспектаклей, — рассказывает Наталья Наумова. — Постановка ему понравилась. Но даже это оказалось не главным. Погостив несколько дней в нашем городе, он сказал: а почему бы у вас не организовать фестиваль моноспектаклей? У вас и гостиницы хорошие, и инфраструктура развита, и прекрасное здание театра. Что называется, сам Бог велел.
Словом, были все предпосылки и условия. При этом перспектива: на фестивальной карте мира появится столица Самотлора. А это как минимум — шанс для неизбалованных жителей города всего за несколько дней познакомиться с творчеством театров из разных уголков земли. Впрочем, поначалу руководители театра этой идеей не вдохновились. Кто поедет в такую даль? Где взять деньги на проведение? Вопросов было множество, был страх, непонимание. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Мысль-то хорошая! Правда, решили делать в ином формате. Если моноспектакль предполагает приглашение труппы максимум из трех человек, то в спектаклях малых форм допускается приезд пяти человек.
— Одна из главных задач, которую нам нужно было решить: чем завлечь на периферию искушенных людей искусства? — воспоминает Наталья Наумова. — Их мало чем удивишь, поэтому решили так: оплату дороги, проживание, питание берем на себя. Завлечь можно и мощным экспертным советом, но ведь и критики не делают свою работу бесплатно. Это сейчас они едут к нам, потому что наш фестиваль имеет свою неповторимую атмосферу и определенный авторитет. А тогда…
Тогда всей команде театра было не просто. Где-то решить проблему помогал собственный авторитет, личное обаяние или связи. Не обходилось и без бюрократических проволочек, приходилось сталкиваться с непониманием, а где-то попросту с равнодушием. Но в 2005 году фестиваль все-таки состоялся. Город и спонсоры профинансировали первые «Северные встречи».
Он дарит ощущение себя

Второй фестиваль прошел в Нижневартовске в 2007 году, но, как признаются организаторы, был уже не столько мощным, как самый первый. Кризис по всей стране. Возникали трудности с деньгами, да и спонсоров поуменьшилось, бизнесмены на тот период сами пытались выжить. Словом, дорога к юбилейным «Северным встречам» оказалась отнюдь не ровной. Если в 2011-м, 2013 годах еще как-то удавалось их проводить, то позже будущее фестиваля стояло под большим вопросом.
— В какой-то момент мы стали терять надежду найти финансирование для такого масштабного культурного события, — откровенно говорит Наумова.
Пятый фестиваль, который впервые проходит под эгидой ЮНЕСКО, все-таки случился благодаря поддержке компании «Сибур». В течение четырех дней жители и гости города могут побывать на спектаклях, привезенных к нам из Соединенных Штатов, Италии, Азербайджана, Литвы и разных уголков России — Москвы, Мытищ, Улан-Удэ. Не обошли организаторы вниманием и юного зрителя. Ребятишки также смогут увидеть спектакль гостей. Нижневартовский театр в конкурсной программе представит спектакль по пьесе нашего земляка Алексея Житковского «Посадить дерево».
Стоит отдельно сказать: несмотря на то, что фестиваль — это в какой-то степени еще и конкурс, на наших «Северных встречах» не отыскивают лучших, каждый театр удостаивается признания в своей номинации.
— Для нас этот фестиваль — не соревновательный опыт, — признается Наталья Наумова. — Просто театры вообще живут достаточно келейно, тем более провинциальные. И порой мы задаемся вопросом: а так ли мы работаем, то ли мы делаем, в нужном ли направлении двигаемся? Да, у нас великолепный актерский состав, которому под силу любая драматургия. Да, у нас есть собственное творческое кредо, и мы твердо стоим на ногах. Но фестиваль дает нам возможность не только себя показать, но и на других посмотреть, чтобы понять, какое место мы занимаем в
театральном пространстве. Это прежде всего ощущение себя.
Сложно сказать, какое ощущение себя у коллектива Нижневартовского городского драматического театра в данный момент. Идет второй день фестиваля. Но уже сейчас можно четко передать ощущения зрителей: люди попали в настоящий авторский театр, который имеет своих творческих лидеров. Эти люди стояли у истоков создания театра — Наталья Наумова, Маргарита и Вячеслав Зайчиковы. До сих пор они живут только им. Они постарались сделать все, чтобы юбилейный фестиваль запомнился надолго. Ведь не зря люди и этот театр подарили нам удивительные встречи. Северные. Наши. Теплые.
О том, как прошел фестиваль, — в ближайшем номере «МВ».

Источник

Последние новости