Недавний скандал вокруг разоблачение деятельности российских спецслужб в Сербии подчеркивает двойственность стратегии, которую Россия применяет в отношении своих соседей. Кроме того, эта история проливает свет на некоторые особенности геополитического положения Сербии, где Россия и Запад ведут борьбу за влияние на эту западно-балканскую страну. Внутренние разногласия в Сербии, история конфликта, а также разнонаправленные экономические и политические тенденции – все это может повлиять на то, в каком направлении будет двигаться страна.
В ноябре нынешнего года президент Сербии Александр Вучич заявил, что сербские службы безопасности обнаружили попытку России создать шпионскую агентуру в сербской армии. Эта российская операция подчеркивает готовность Москвы использовать свои разведывательные активы для достижения внешнеполитических целей.
Реакция Сербии также говорит о многом. Вучич заявил после инцидента, что «мы не изменим нашу политику в отношении России, которую считаем братской и дружественной страной». Это заявление свидетельствует о том, что Вучич и впредь будет стремиться поддерживать тесные отношения между Сербией и Россией, даже несмотря на эту очевидную провокацию. Следует также отметить, что инцидент произошел на фоне углубления связей между Белградом и Москвой.
С 2014 года, когда Сербская прогрессивная партия, которую возглавляет Вучич, пришла к власти, Россия использовала различные экономические и военные стимулы, чтобы наладить близкие отношения. Недавно Александр Вучич подписал соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), интеграционным объединением, целью которого является усиление влияния России в Восточной Европе и Центральной Азии, а также соперничество с ЕС в сфере экономики и торговли.
Кроме того, к концу нынешнего года «Газпром» планирует начать строительство второй ветки газопровода «Турецкий поток», которая пройдет через территорию Сербии. Энергетическая политика является ключевым инструментом российского влияния в Европе, и газопровод «Турецкий поток» будет служить дальнейшему укреплению энергетической гегемонии России в Восточной Европе и на Балканах. Сербия уже сейчас находится в определенной зависимости от поставок российского природного газа, а контрольный пакет ее крупнейшей нефтяной компании Naftna Industrija Srbije принадлежит «Газпрому».
Сербия и Россия, связанные этническими и религиозными узами, расширяют в последнее время двустороннее сотрудничество, в том числе и в военной сфере. Во время недавних совместных учений «Славянский щит 2019» произошло первое в истории развертывание российской системы противоракетной обороны С-400 за пределами России. На протяжении последних лет Сербия также приобрела российские истребители МиГ-29, вертолеты и танки.
Недавнее разоблачение шпионской деятельности Москвы также произошло на фоне сотрудничества между сербскими и российскими спецслужбами. Возможно, самым мощным фактором, связывающим две страны, является постоянное противодействие России независимости Косово на международной арене. Сербия отказывается признать Косово как независимое государство, а Россия может воспользоваться своим правом вето, чтобы предотвратить попытку Косово добиться признания ООН.
Несмотря на попытки России усилить свое влияние, как за счет сотрудничества, так и с помощью тайных операций, Сербия движется в направлении более активного сотрудничества с западными международными институтами. Хотя она и не хочет вступать в НАТО, страна участвует в совместных учениях и других формах военного сотрудничества с Североатлантическим альянсом.
Любая попытка Сербии вступить в НАТО была бы встречена в России с большим недовольством, поскольку Москва жестко выступает против любого расширения Североатлантического альянса, что подтверждается и предполагаемой попыткой государственного переворота в Черногории. Кроме того, бомбардировки Сербии авиацией стран НАТО в 1999 году, которые заставили уйти бывшего президента страны Слободана Милошевича здесь никто не забыл, а это означает, что НАТО остается крайне непопулярным.
Вместе с тем, Сербия является кандидатом на членство в Европейском Союзе, и согласно прогнозам, может присоединиться к объединенной Европе уже в 2025 году. ЕС остается важнейшим торговым партнером Сербии, на долю которого приходится 63 процента общего объема ее международной торговли, в то время как доля России в структуре внешнеторгового оборота Сербии составляет всего 10 процентов. Согласно результатам опроса, проведенного Бюро социальных исследований в Белграде, 45,5 процентов сербов поддерживают членство своей страны в ЕС, в то время как присоединение к ЕАЭС предпочли лишь 17, 6 процента респондентов.
Однако, внутренние разногласия в Евросоюзе могут сорвать вступление Сербии в этот политический и экономический блок. Так, в октябре французский президент Эммануэль Макрон публично отказался от приверженности ЕС своему прежнему намерению позволить другим балканским странам, Албании и Северной Македонии, начать переговоры о присоединении. Отказ Макрона от дальнейшего расширения в пользу укрепления Евросоюза в нынешнем составе, вероятно, породил у многих в Белграде серьезную тревогу по поводу европейского будущего Сербии.
Нынешняя неопределенность будет подталкивать Россию к дальнейшим попыткам оказывать влияние на сербскую политику. Борьба между Западом и Россией за влияние на эту балканскую страну проявляется в многочисленных разногласиях внутри сербской военной и политической элиты. Некоторые силы хотят продолжения прозападной траектории, в то время как их оппоненты выступают за усиление связей со славянским соседом.
Читайте также
Последние новости