Следующая новость
Предыдущая новость

"Русских судят!": журналист РБК Соколов получил 3,5 года тюрьмы

К трем годам и шести месяцам колонии общего режима был приговорен в четверг Тверским районным судом журналист РБК Александр Соколов, обвиняемый в организации инициативной группы по проведению «референдума об ответственности власти».Еще за час до начала заседания небольшой внутренний дворик Тверского суда превратится в Гайд-парк: неравнодушные граждане (в основном пенсионеры) эмоционально обсуждали события в стране и конкретный процесс, фотографировались, спорили, размахивали руками, ругались, мирились… «Вишенкой на торте» стало появление в рядах неравнодушных Эдуарда Лимонова. По некоторым данным, появлялся в суде и освобожденный недавно Сергей Удальцов. Однако его тут же подхватили тележурналисты — они увели оппозиционера на интервью, и больше его никто не видел.
Неравнодушных в итоге оказалось так много, что кроме основного зала суд организовал видеотрансляцию в соседнем. В назначенный час в зал зашли журналисты, родственники и главный обвиняемый — бывший главред газеты «Дуэль» Юрий Мухин (его следствие обозначило как идейного вдохновителя организации). Полный мужчина в очках, со спортивной сумкой наперевес (на случай реального наказания) довольно шустро зашел в зал и занял свое место на скамейке в первом ряду. Следом в клетку завели Валерия Парфенова, Кирилла Барабаша и Александра Соколова.
Журналист Соколов явился на приговор в белой футболке с надписью на всю грудь «Запрет референдума — это экстремизм» (к слову, в таких же, только черного цвета, были и некоторые слушатели). Парфенов — молодой мужчина с длинными вьющимися волосами и бородой в стиле героев фильмов Тарантино — решил выслушать приговор празднично: в черном костюме и белой сорочке. Мужчины, кажется, не теряли бодрости духа — улыбались, шутили. И только Барабаш на протяжении всего процесса хранил скорбное молчание.
За порядком в зале суда следили не менее десяти силовиков.
Как только судья стал зачитывать приговор, стало ясно, что он будет обвинительным. Суд признал, что все четверо являлись членами экстремистской организации «Армия воли народа». После ее запрета в 2010 году у организации появилось новое формальное название «Инициативная группа по проведению референдума «За ответственную власть». Впрочем, несмотря на смену названия, суть, цели и задачи не изменились. Гражданские активисты вплоть до их задержания в 2015 году выступали за право оценивать результаты работы руководителей всех уровней после окончания сроков их пребывания у власти. А именно: каждый избиратель во время выборов кроме стандартного бюллетеня должен был бы получать так называемый лист оценки предыдущих избранников и определять, таким образом, достоин предыдущий избранник награды или наказания.
Экстремизм у активистов «Армии…», согласно материалам уголовного дела, выражался в том, что они распространяли свои материалы, вербовали в свои ряды новых членов, систематически проводя собрания, таким образом «расшатывали политическую обстановку в сторону нестабильности и смены существующей власти нелегальным путем».
Согласно материалам дела, журналист Соколов виновен в том, что зарегистрировал сайт группы и был ее администратором. Впрочем, кроме сайта серьезный резонанс в оппозиционных кругах вызвала кандидатская Соколова, которую тот защитил в Центральном экономико-математическом институте РАН. В своей работе он проанализировал финансовые схемы влиятельных госкорпораций. Позже работой о злоупотреблениях российских госкорпораций всерьез заинтересовалась оппозиция.
Перед вынесением приговора судья объявил перерыв. В зале трансляций, 80 процентов которого составляли пенсионеры, поднялся ор:
— Русских судят, а вы им помогаете!
— Позор власти!
Некоторых заводил приставы даже были вынуждены выводить под руки.
Через пять минут судья вынес неутешительный вердикт. Кроме основного наказания Барабашу, Соколову и Парфенову суд назначил ограничение свободы на год. После отбытия наказания они должны будут являться в соответствующие органы на отметку, не смогут без разрешения покидать свои города проживания, а также участвовать в общественно-политических мероприятиях. Также суд лишил Барабаша воинского звания «подполковник». Мухину, несмотря на то что гособвинение просило реальный срок, суд из-за его состояния здоровья назначил условный.
Несмотря на окончание процесса, мысль буднично разойтись, кажется, никого не грела. Толпа неравнодушных окружила вход в здание Тверского суда и устроила мини-митинг. Когда слова закончились, кто-то затянул:
— Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут… — начали трое активистов, после чего инициативу подхватила толпа, и уже через секунду образовался стихийный хор.
Еще через секунду хор исполнял: «Вставай, страна огромная…»
Продолжалось это до тех пор, пока кто-то случайно не заметил Мухина, который тихо сидел в стороне и объяснял журналистке, что «референдум — это не экстремизм».
— За что? За что четыре года?! Это бред какой-то! — недоумевал публицист.
Еще через полчаса его аплодисментами проводили домой.

Последние новости