Шестьдесят три года назад Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, а вскоре отправил на орбиту первого человека в истории, Юрия Гагарина. В последовавшей за этим космической гонке СССР отстал от НАСА, но даже после распада страны Россия оставалась мощной космической державой, объединив усилия с США в эксплуатации Международной космической станции.
Теперь будущее российской космической программы зависит от новой мировой космической державы, Китая. После долгих лет обещаний и ограниченного сотрудничества, Россия и Китай начали строить амбициозные планы осуществления миссий, которые будут непосредственно конкурировать с деятельностью США и их партнеров, тем самым открывая новую эру космического соперничества.
Они вместе работают над отправкой китайского зонда на астероид в 2024 году, а также координируют усилия в рамках программы по созданию постоянной исследовательской базы на южном полюсе Луны к 2030 году. Уже в нынешнем октябре планируется запуск российского корабля с возрожденным названием советских времен «Луна», с целью поиска льда, который мог бы обеспечить водой будущие экспедиции.
«У Китая есть амбициозная программа, соответствующие ресурсы и детальный план, – говорит старший научный сотрудник московского Центра Карнеги Александр Габуев. – Россия, в свою очередь, остро нуждается в партнере».
Зарождающееся новое партнерство отражает геополитическую картину современного мира. Китай и Россия все больше сближаются при нынешних лидерах, сглаживая десятилетия недоверия между двумя странами и создавая прочный, хотя и неофициальный, альянс, направленный против гегемонистского поведения Соединенных Штатов. Космос стал естественным продолжением общего сближения между Москвой и Пекином, учитывая стремительное ухудшение отношений с США.
Российские официальные лица заявили, что страна может выйти из сотрудничества на МКС, как только нынешнее соглашение с партнерами истечет в 2024 году. Запуск в прошлом году пилотируемой капсулы SpaceX положил конец монополии России в области доставки американских астронавтов на орбиту. Россия приводила различные причины, но, похоже, все дело в политике. На прошлой неделе глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Россия выйдет из сотрудничества на МКС, если Соединенные Штаты сохранят нынешние санкции, которые негативно отражаются на российской космической программе.
«Российско-американское сотрудничество на МКС считалось символом способности двух стран сотрудничать даже в периоды стресса, но этот стресс достиг той точки, когда все ставки сделаны», – сказала профессор Джоан Джонсон-Фриз из Военно-морского колледжа США.
Россия, несмотря на весь свой огромный опыт, с трудом поддерживает космическую программу, стареющую и страдающую от коррупции, в условиях острой нехватки ресурсов из-за стагнации экономики. Китай же, напротив, поднялся в верхний эшелон космических держав, осуществив миссии, которые Россия, как и бывший СССР, не могла выполнить, включая посадку и развертывание робототехнического модуля на Марсе в прошлом месяце.
Нынешней весной Китай ввел в эксплуатацию первые модули новой орбитальной станции, и уже завтра, 17 июня, может отправить на нее трех первых космонавтов на корабле «Шэньчжоу-12». После завершения деятельности МКС в 2024 году (хотя, по мнению экспертов, ее работа будет продлена), Китай может остаться единственной державой, имеющей форпост на околоземной орбите.
Китай утверждает, что сделал максимум возможного, развивая свой собственный космический потенциал, хотя оборудование для первых двух временных космических станций было приобретено у России в 2011 и 2016 годах. Третий модуль под названием «Тяньгун», или «Небесный дворец», планируется завершить в 2022 году. Предполагается, что он будет действовать по меньшей мере на протяжении десяти лет. «Долгосрочная внешняя блокада подтолкнула нас к независимым инновациям, – сказал один из разработчиков «Тянгуна» Ян Хун в интервью государственному телевидению Китая. – Мы должны иметь собственную станцию. Мы не можем вечно догонять других».
Сотрудничество с Китаем в настоящее время дает возможность России продолжить амбициозную научную программу космических исследований, которую она не могла осуществлять самостоятельно в постсоветскую эпоху из-за сокращения бюджетов и коррупции. Через месяц после объявления о совместной работе по созданию лунной станции, Москва и Пекин сообщили, что объединяют усилия в рамках миссии на астероид под названием Камо’оалева. Космический корабль будет вращаться вокруг Земли, чтобы затем взять образцы грунта на астероиде и доставить их на Землю.
Новое соглашение о лунной станции предполагает более активное участие России, и теперь она присоединяется к амбициозным планам Китая по строительству базы для будущих космических исследований и добычи природных ресурсов.
Это позволит России возродить советский проект по исследованию Луны, включая программу пятидесятых годов, которая так и называлась, «Луна». По словам заместителя директора Китайского центра лунных исследований и космических программ Пэй Чжаою, следующие три российские лунные миссии будут интегрированы с полетами китайских космических аппаратов серии «Чанъэ», названных в честь богини Луны в китайской мифологии.
Первая из этих миссий запланирована на октябрь, хотя следует помнить, что российская космическая программа известна своими длительными задержками. В конечном итоге, как надеются в Китае, станция будет способствовать разработке водных, минеральных и энергетических ресурсов, которые помогут обеспечить краткосрочное выживание астронавтов, а также будет выполнять функцию базы для более глубокого освоения космоса. «Постоянная база имеет как символическое значение, так и потенциал для проецирования силы», – заявил независимый аналитик Намрата Госвами.
НАСА имеет собственные планы по возвращению астронавтов на Луну, а когда-нибудь и на Марс. США привлекли партнеров к участию в программе исследований на основе «соглашений Артемиды», регулирующих космическую деятельность, включая научные эксперименты и добычу природных ресурсов.
Китай не исключен из этого соглашения в явной форме, но Пекин почти наверняка не подпишет его, учитывая введенные США ограничения на сотрудничество в космосе и его решимость создать собственную программу. Россия, скорее всего, поступит так же, учитывая ее всестороннее сближение с Китаем.
Как выразилась профессор Джонсон-Фриз, «Китай позволяет России удержаться в космической игре в гораздо большей степени, чем она могла бы в случае опоры исключительно на собственные силы».
Читайте также
Последние новости