Следующая новость
Предыдущая новость

Россия отказывается от соглашений о примирении в Сирии?

17.11.2021 19:07

В июле 2021 г., когда Сирийская арабская армия (САА) решила предпринять наступление с целью отвоевать южную часть Сирии, заявив, что ИГИЛ и Аль-Каида совершают нападения из Дараа, лидеры оппозиции отвергли эти утверждения, и между сторонами возникли ожесточенные бои. Россия, выступая посредником, сумела добиться уступок от местных лидеров в пользу Дамаска, что привело к временной остановке наступления.

Более пристальный взгляд на российскую политику в Сирии показывает, что Москва следует неоднозначной стратегии, направленной прежде всего на обеспечение собственных интересов: временами она поддерживает боевые действия правительственных сил, а иногда занимается посредничеством от имени режима, как это было во время недавних атак на Дараа.

После соглашения о примирении в июне 2018 г. в Дараа воцарилось шаткое спокойствие, поскольку она стала одной из зон деэскалации. Мирное соглашение содержало несколько условий, включая освобождение задержанных, легализацию лиц, разыскиваемых службами безопасности, и предоставление шестимесячного периода иммунитета от судебного преследования для лиц, уклоняющихся от призыва, и перебежчиков. Это также позволило постепенно возобновить работу государственных учреждений, школ и больниц; началось возвращение перемещенных лиц и беженцев. Повстанческие группировки, в свою очередь, должны были передать правительственным силам пограничные переходы, а также имеющееся тяжелое и среднее вооружение.

Через три года после подписания соглашения жители Дараа почувствовали себя преданными, потому что ни одно из их требований не было выполнено. Это касается как освобождения задержанных, так и налаживания работы государственных учреждений.

Разногласия и враждебность между аппаратом безопасности режима и населением Дараа обострились, что привело к экономическому параличу, безудержному насилию, беззаконию и росту преступности, включая убийства представителей оппозиции. Режим, пытаясь восстановить свою власть, прибег к обязательному призыву, чтобы включить бывших боевиков повстанческой оппозиции в свои вооруженные силы. Привлечение в правительственные силы бывших комбатантов, с разрешением им сохранить свое оружие, а также дать им пропуска для облегчения передвижения вряд ли было конструктивным шагом.

С 2016 г. режим Асада и Россия используют соглашения о примирении в качестве тактической меры, чтобы брать под контроль удерживаемые оппозицией районы по всей Сирии.

Однако соглашение, заключённое в Дараа, сильно отличалось от последствий соглашений в Хомсе и Гуте.

В Дараа Россия создала 8-ю бригаду, подразделение 5-го корпуса (сформированного из боевиков группировки Шабаб аль-Сунна, которая контролировала город Босра аль-Шам до заключения соглашения о примирении 2018 г.), и поручила командовать ей Ахмаду аль-Оде , бывшему оппозиционному полевому командиру. Включив бывших повстанцев в ряды 8-й бригады, Россия фактически создала сильного местного вооруженного игрока, который сможет решать вопросы безопасности на местах, ограничивать власть режима и сдерживать иранское влияние на этой важной геостратегической границе с Израилем.

Отказ России от соглашения Дараа повлек за собой нарушение данных ею обещаний: не позволять сирийскому режиму входить в эти районы и проводить репрессии. Более того, российские офицеры отказались от своих заверений населению, что их районы будут находиться под контролем российской военной полиции, которая предположительно не позволила бы подразделениям безопасности сирийского режима войти в эти районы.

Москва взяла на себя роль покровителя и посредника в сирийском конфликте на переговорах в Астане в 2017 г., когда Россия, Турция и Иран — выступавшие в качестве гарантов — согласились создать четыре «зоны деэскалации» в контролируемых оппозицией районах страны. Сюда входили части провинции Идлиб (а также части соседних провинций Латакия, Алеппо и Хама), восточная Гута, части провинций Дараа и Кунейтра, а также анклав Растан и Талбисех в северной провинции Хомс. Три спонсора согласились «улучшить гуманитарную ситуацию и создать условия, способствующие продвижению политического урегулирования конфликта». Они призвали прекратить боевые действия между антиправительственными группами и силами сирийского режима на срок не менее шести месяцев, который будет автоматически продлеваться на основе консенсуса гарантов.

Россия давно поддерживает усилия по примирению в Дараа и контролирует их. Эти усилия завершились успешным вмешательством во время недавней вспышки боевых действий в этой южной провинции. Это заставило Россию позиционировать себя как единственного гаранта безопасности и посредника в сирийских делах.

Но за закрытыми дверями Россия выставляет жесткие условия, оказывая давление на Комитет оппозиции Дараа, и игнорирует гарантии, предусмотренные в соглашении 2018 г. Становится очевидным, что Россия стремится восстановить полный контроль режима над всей Сирией. Также очевидно, что Москва желает оставаться главным посредником и ведущим переговорщиком в стране, несмотря на еле поддерживаемую стабильность, особенно в тех областях, где режим восстановил контроль благодаря соглашениям о частичном урегулировании с оппозицией.

Почемуименно Дараа?

С возобновлением интереса к Арабскому газопроводу Дараа, а также многие города на сирийско-иорданской границе недалеко от Израиля быстро приобретают стратегическое значение. Становится все более необходимым обеспечить безопасность, порядок и стабильность в этих районах, чтобы избежать потенциально опасных столкновений между Израилем и иранскими ополченцами, которые контролируют ряд районов на юге.

Трубопровод, который превращает Сирию в транзитную страну для перекачки египетского газа в Ливан, предоставил сирийскому режиму некоторое международное признание, особенно с учетом того, что проект пользуется финансовой поддержкой Всемирного банка и получил зеленый свет от США.

Ожидается, что поселения, созданные под дулами автоматов в Дараа, могут быть созданы таким же образом и в городе Свейда, где местные фракции друзов отказываются признавать власть режима.

Учитывая экономические выгоды, которые может принести трубопровод, проходящий через южные провинции Сирии, что чрезвычайно важно для России, поскольку представляет собой региональное давление на американских союзников — Иорданию, Израиль и страны Персидского залива,- становится ясно, что тот, кто владеет этим районом и контролирует его, может разыгрывать эту карту на переговорах как в самой Сирии, так и за её пределами.

Источник

Последние новости