Ряд сделок, заключенных между Сирией и Израилем при посредничестве России, привлек в последнее время внимание многих аналитиков.
В декабре 2020 года главы израильской и сирийской служб безопасности, согласно некоторым сообщениям, встретились на российской авиабазе Хмеймим. А в феврале нынешнего года российские войска провели эксгумацию на палестинском кладбище в Дамаске с целью извлечения и возвращения на родину останков нескольких израильтян.
Кроме того, недавно Москва выступила в качестве посредника в сделке между Израилем и Сирией, которая завершилась тем, что Дамаск вернул израильскую гражданку в обмен на заключенных, содержавшихся в израильской тюрьме, а также российскую вакцину против коронавируса на сумму в 1,2 миллиона долларов.
Для двух стран, которые формально находятся в состоянии войны, такие регулярные контакты являются весьма необычными, и это побудило некоторых обозревателей предположить, что речь идет о более целенаправленных усилиях России, цель которых – посредничество в мирном договоре. Учитывая, что Израиль в последнее время нормализовал отношения с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко и Суданом, возможно, Сирия, которая отчаянно нуждается в прекращении международных санкций после десятилетней гражданской войны, будет следующей в этом списке?
Роджер Бойз из британской The Times утверждает, что, как бы невероятно это ни звучало, Путин может оказаться миротворцем на Ближнем Востоке, организовав выдворение иранских сил из Сирии в обмен на возвращение Израилем оккупированных Голанских высот. Однако такие интриги кажутся фантастическими и являются результатом ошибочного толкования наиболее вероятных мотивов Израиля, Сирии и России.
Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, вероятно, руководствуется скорее внутренними, чем геостратегическими соображениями. Ему предстоит участвовать в очередных выборах в марте, и Нетаньяху нравится играть роль международного государственного деятеля, тем самым повышая свою электоральную привлекательность. Обеспечивая возвращение граждан и останков погибших солдат, что особенно ценится в израильском обществе, он может добиться повышения своей популярности. Кроме того, израильский премьер всегда стремится подчеркнуть свои «личные связи» с российским президентом Владимиром Путиным.
Эта публичная демонстрация близости с Путиным может иметь и другие причины. Отношения с новой администрацией Байдена в Соединенных Штатах с самого начала являются натянутыми, учитывая близость Нетаньяху с Дональдом Трампом, а также напряженность его отношений с Бараком Обамой. Президент Джо Байден подчеркнуто выждал целый месяц после своей инаугурации, прежде чем позвонить израильскому лидеру. Публично объявив Путина своим другом и поблагодарив его за посредничество, Нетаньяху послал сигнал Белому дому о том, что если Вашингтон хочет держать дистанцию, у Израиля есть другие варианты.
Тем не менее, ситуация очень далека от того, чтобы Израиль пошел на мир с Сирией при посредничестве России. Во-первых, он должен задаться вопросом, сможет ли Москва обеспечить такой мир. Израиль, скорее всего, захочет, чтобы все силы союзников Ирана, включая «Хезболлу», были выведены из Сирии и Ливана, а у Москвы недостаточно ресурсов (и воли), чтобы этого добиться.
Во-вторых, большой вопрос, устраивает ли на самом деле Израиль такая сделка. Голанские высоты имеют существенную стратегическую и экономическую ценность. Во всяком случае, Израиль все прочнее закрепляется на этой территории, поскольку администрация Трампа недавно признала аннексию законной, а Байден этого решения пока не аннулировал.
Несмотря на то, что присутствие Ирана в Сирии (и Ливане) является источником угрозы, Израилю до сих пор удается сдерживать его с помощью регулярных ударов с воздуха. Хотя Нетаньяху будет продолжать публично «обрабатывать» Путина, чтобы ограничить или полностью устранить присутствие Ирана в Сирии, он, вероятно, предпочтет потере Голанских высот сохранение статус-кво.
Сирийский президент Башар аль-Асад также не особенно заинтересован в мирном договоре. Безусловно, Голанские высоты сохраняют символическое значение для его режима, поскольку его отец, Хафез Асад был министром обороны, когда они были захвачены, но все же эта территория не стоит ценного союза с Ираном, который спас оказавшийся в осаде режим в первые годы гражданской войны.
Хотя Россия сейчас является главным внешним игроком в Сирии, Асад все еще заинтересован в Иране и подконтрольных ему ополчениях, а в некоторых районах они являются доминирующей военной силой. Кроме того, Асаду нравится стравливать Тегеран и Москву друг с другом, чтобы добиваться своего.
Кроме того, неясно, решит ли мирный договор хоть какие-нибудь проблемы Дамаска. Страна отчаянно нуждается в деньгах и инвестициях, но мир с Израилем при российском посредничестве не откроет для Сирии международные фонды, как могло бы быть, возглавляй мирный процесс Америка. А что касается международного сообщества в целом, едва ли оно готово забыть о жестокостях Асада в ходе гражданской войны только потому, что он примирился с Нетаньяху.
С политической точки зрения, такой мирный договор также был бы рискованным шагом. Дело в том, что режим Асада давно изображает из себя защитника прав палестинцев. Поэтому, даже в случае возвращения Голанских высот, многие сирийцы увидели бы в мирном соглашении с Израилем акт предательства, что чревато внутренними беспорядками.
Молчаливое согласие Асада на недавние с Израилем сделки является, скорее всего, результатом давления со стороны России. Хотя освобождение сирийцев из тюрьмы дает режиму некоторые плюсы в глазах населения, эксгумация тел израильских солдат для возвращения останков на родину выглядит унизительно, особенно если вспомнить, что среди них прах Эли Коэна, печально известного шпиона, публично повешенного в 1965 году под националистические фанфары.
Возможно, включение в условие сделки остро необходимой вакцины против Covid-19 несколько «подсластило пилюлю», тем не менее, создается впечатление, что Москва просто заставила Дамаск согласиться. И все же Асад не является марионеткой Путина. Россия много раз была разочарована упрямством сирийского лидера и его нежеланием идти даже на самые незначительные уступки на протяжении всех лет гражданской войны.
Возможно также, что согласие Асада призвано успокоить Путина, в то время как он не собирается идти на компромисс по более важным вопросам. В частности, это может касаться застопорившихся переговоров в Женеве по формированию конституционного комитета Сирии.
А каковы же мотивы самлй России? Недавние сделки вовсе не являются первым шагом в направлении сирийско-израильских мирных переговоров. Напротив, они представляют собой продолжение давней стратегии Путина по установлению российского влияния в странах Восточного Средиземноморья, которую Россия проводит с момента непосредственного вступления в сирийский конфликт в 2015 году. Москва позиционирует себя как незаменимого посредника на Ближнем Востоке: единственная внешняя сила, поддерживающая отношения со всеми основными заинтересованными сторонами – Израилем, Сирией, Ираном и даже «Хезболлой».
Это позволило России усилить свое региональное влияние и авторитет за счет отступающего соперника, Соединенных Штатов. В любых будущих столкновениях между Израилем и «Хезболлой», иранскими или сирийскими вооруженными силами на территории Ливана или Сирии, в качестве посредника теперь, вероятно, будет выступать не Америка, а Россия.
Важно подчеркнуть, что это преимущество досталось Путину относительно недорогой ценой. Сирия получила большое количество российской военной техники, но фактически издержки Москвы были не слишком большими, поскольку основную тяжесть боевых действий взяли на себя иранские и сирийские войска, а большую часть финансовых затрат России с лихвой окупили последующие сделки по поставкам оружия другим ближневосточным странам, впечатленным эффективностью российской военной техники. Даже в рамках недавней сделки с Израилем Москва не взяла основные расходы на себя, а за российскую вакцину от Covid-19 для Сирии заплатил Нетаньяху.
В свете вышесказанного, зачем же Москве менять нынешнее положение и добиваться постоянного мира между Сирией и Израилем? Установление такого мира положило бы конец ее роли посредника. Вытеснение Ирана и «Хезболлы» из Сирии, вероятнее всего, разрушило бы альянс Москвы и Тегерана. Кроме того, эта сделка могла бы дорого обойтись Кремлю, поскольку России пришлось бы обеспечивать соблюдение своих обязательств обеими сторонами, а это могло бы потребовать развертывания войск для поимки сопротивляющихся проиранских ополченцев.
Более того, если бы сирийско-израильский мир оказался на самом деле успешным, это могло бы в конечном итоге привести к международной реабилитации режима в Дамаске, что ослабило бы его зависимость от России. Все это представляется слишком большой платой за малую выгоду.
Посредничество в нынешнем ближневосточном хаосе гораздо больше соответствует путинским планам, чем стремление установить и поддерживать трудный мир. Поэтому в обозримом будущем Россия, скорее всего, сохранит нынешнее положение, а не превратится в ближневосточного миротворца.
Читайте также
Последние новости