Следующая новость
Предыдущая новость

Россия и Япония наконец готовы завершить Вторую мировую войну

Россия и Япония наконец готовы завершить Вторую мировую войну

Десятилетиями любые намеки на то, что Россия и Япония продвинулись в переговорах о спорных территориях и заключении мирного договора, завершающего Вторую мировую войну, оказывались ложным сигналом. Но на этот раз все может оказаться иначе: и российский президент Владимир Путин, и японский премьер-министр Синдзо Абэ сделали на шаг больше, чем их предшественники.

На минувшей неделе Путин и Абэ встретились в Сингапуре и договорились ускорить переговоры по заключению мирного договора. Такие переговоры велись с завершения Второй мировой войны, но Советский Союз отказывался подписывать договор. В ходе переговоров стороны будут отталкиваться от совместной декларации, подписанной СССР и Японией в 1956, но так и не ратифицированной двумя странами. Согласно декларации, мирный договор должен быть подписан при условии передачи Советским Союзом Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи. В последние годы Япония настаивала на передаче еще двух островов — Этофору (Итуруп) и Кунасири (Кунашир), а Россия в свою очередь вообще отказывалась идти на какие-либо территориальные уступки.

Обе стороны с большим сомнением относятся к компромиссному решению, вытекающему из декларации 1956 года. Для Японии это будет означать утрату рычага давления с целью получить больше территорий (Итуруп и Кунашир составляют 93% площади спорных островов). Для России договор важны гарантии (в значительной мере символические), что на Шикотане и Хабомаи не будут размещены американские военные базы. По некоторым данным, Абэ дал Путину такое обещание, которое, впрочем, он может оказаться неспособен выполнить, учитывая действующие договоренности Японии с США.

Кроме того, идея передачи любых территорий, захваченных Советским Союзом в последние дни Второй мировой войны, крайне непопулярна в сегодняшней России. Годами данные соцопросов показывали, что от 70 до 90% россиян против передачи островов. Предшественник Путина, Борис Ельцин, несколько раз собирался передать острова Японии, но всегда останавливался, опасаясь мощной негативной реакции своих оппонентов из коммунистического и националистического лагеря.

Сейчас и Путин, и Абэ действительно хотят окончательно решить этот вопрос.

Для Абэ первостепенным является вопрос, каковы будут итоги его премьерства. Если ему удастся сохранить кресло после следующих выборов в 2021 году, он станет рекордсменом, занимавшим пост премьер-министра дольше всех в истории Японии. Однако экономический рост, происходивший в стране благодаря его политике щедрого стимулирования, в этом году начал замедляться, и нет никаких гарантий, что ему удастся сохранить кресло. Абэ необходима убедительная победа, чтобы остаться у власти и обеспечить себе место в истории. Договор с Россией, пусть даже и вызывающий недовольство некоторых кругов в Японии, может быть воспринят именно как такая победа. Одобрение внешней политики, проводимой Абэ, сейчас снижается, однако японские избиратели гораздо больше готовы к компромиссам, чем российские.

Путин преследует и экономические, и геополитические интересы. Договор с Японией в потенциале способен привлечь поток японских инвестиций в российский Дальний Восток — обширный и слаборазвитый регион, в котором России необходимо что-то противопоставить растущей китайской экспансии. Улучшение отношений с Японией также поможет Путину в поиске альтернатив сотрудничеству с Западом. На данный момент он осознал, что экономические санкции со стороны США и менее существенные ограничения, введенные Европейским Союзом, сохранятся на неопределенное время. Это заставляет его усердно искать способы укрепления партнерства с государствами Средней Азии и Дальнего Востока. В понедельник Путин вместе с турецким президентом Реджепом Эрдоганом наблюдали за окончательным завершением работ по строительству газопровода, ведущего из России в Турцию. Япония также является потенциальным покупателем российского природного газа. Однако масштабные проекты — такие, как строительство систем поставки топлива — немыслимы без заключения мирного договора.

Путин играет по-крупному. Шикотан и Хабомаи, площадью около 360 квадратных километров каменистой земли с населением около 2 тысяч человек, не будут слишком большой потерей — если не считать репутации Путина как политика. Российские социальные сети бурлят комментариями о возможной передаче островов, и их общий тон нелестен для Путина. «С каким шумом мы брали Крым, и как тихо отдаем острова», — таково типичное мнение россиян. Путина обвиняют в том, что он не сумел грамотно воспользоваться удачным для России периодом начала 2000-х, когда цены на нефть были высоки, и теперь распродает российские земли.

Впрочем, похоже, что за последние месяцы Путин уже смирился с тем, что рейтинг доверия ему падает. Он пренебрег общественным мнением, осуществив крайне непопулярную реформу по повышению пенсионного возраста. Отсутствие серьезных протестов, должно быть, убедило его, что в течение своего последнего президентского срока (согласно российской конституции, что, впрочем, не мешает ему попробовать снова вернуться после 6-летней паузы) он сможет принимать самые непопулярные решения.

Это, однако, не значит, что переговоры из-за островов будут легкими. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что принятие декларации 1956 года за основу переговоров не означает «автоматической передачи каких-либо территорий». Вероятнее всего, Россия будет настаивать на передаче островов без утраты ее суверенитета над ними — например, на условиях аренды или совместного управления. Также Россия будет требовать твердых гарантий, что США не будут допущены на острова, и что за заключением договора последуют японские инвестиции и соглашения о поставке энергоносителей.

Неизвестно, как отреагирует Абэ на требования России. Если договор не будет сулить ему чистой победы, он попросту отложит его опять под сукно. Но понимая, насколько это может быть непросто, японский премьер-министр согласился ускорить ход переговоров и провести дополнительные встречи с Путиным. Все еще сохраняется вероятность, что, как и прежде, все это окончится ничем. Но, тем не менее, сейчас эта вероятность гораздо меньше, чем за все предшествующие годы долгого правления Путина.

Источник

Последние новости