Следующая новость
Предыдущая новость

Россия готовится поставлять в Европу экологически чистое топливо

Россия готовится поставлять в Европу экологически чистое топливо

Россия изыскивает возможности для экспорта в Европу водородного топлива. Это позволит поддерживать европейский спрос на главный предмет экспорта России сейчас, когда правительства разных стран стараются сократить загрязнение окружающей среды.

ПАО «Газпром», ведущий экспортер российского природного газа в Европу, осваивает технологии производства из своей продукции экологически безопасного водорода. Согласно презентации, продемонстрированной в прошлом году в Брюсселе представителями «Газпрома», компания рассчитывает, что к 2050 году объем экспорта будет составлять 153 миллиарда евро (240 миллиардов долларов). В прошлом году стоимость природного газа, поставленного в Европу, равнялась 110 миллиардам долларов. Эта инновация поставит Россию в один ряд с Японией, нефтяным гигантом Royal Dutch Shell plc и еще рядом компаний, предпочитающих водород и другие возобновляемые топливные элементы в качестве альтернативы ископаемому топливу для нужд электроэнергетики и транспорта. Сейчас, когда Европа прилагает усилия к резкому сокращению выбросов парниковых газов, Россия ищет способы сделать свой газ в достаточной мере экологичным. Это позволит российскому топливу сохранить свои позиции в мировом энергетическом балансе. Водород является хорошим решением, поскольку его выработка из природного газа не создает дополнительных выбросов.

«Если это и не решит всю проблему полностью, то, по крайней мере, ее большую часть, — заявил Михель Фальтенбахер, генеральный консультант германской компании Thinkstep, занимающейся исследованием в интересах «Газпрома», во время презентации в офисе «Газпрома» в Брюсселе. — Потенциальный способ масштабного сокращения выбросов углекислого газа сопряжен с финансовыми тратами. Это требует инвестиций — но здесь заложены большие возможности для экономики и промышленности».

Природный газ является основным сырьем для промышленного производства водорода. Уже сейчас часть топлива, идущего по европейской газопроводной сети, приходится на долю этого легкого вещества. «Газпром» рассчитывает на резкое увеличение доли водорода в трубопроводных поставках топлива. Водород будет вырабатываться при помощи экологически чистых технологий, не способствующих глобальному потеплению.

Хотя уже разработано несколько технологий выработки водорода, включая электролиз воды, «Газпром» изучает возможность использования процесса, именуемого пиролизом метана. Данная реакция протекает в низкотемпературной неравновесной плазме, помещенной под высокое давление в небольшой реактор. Испытания этой технологии проводятся «Газпромом» в Томске.

Выделение атомов водорода из природного газа без задействования кислорода позволяет избежать выброса углекислого газа в атмосферу. Вместо этого образуется твердый углеродный остаток, который затем может использоваться в промышленности. Применение для этой цели солнечных или ветряных электростанций сводит выбросы к нулю.

«Газовые компании выражают обеспокоенность: стоимость возобновляемых источников энергии снижается, растет применение электроотопления, а европейские страны все больше склоняются к применению водорода, и это снижает роль газовой инфраструктуры в целом, — заявила Клэр Керри, аналитик Bloomberg NEF в Нью-Йорке. — Если получится внедрить недорогой метод отделения углерода, это вызовет всеобщий интерес, но будет сопряжено с трудностями. Неизвестно, насколько люди согласятся пользоваться водородом в быту. К тому же, Европа по-прежнему останется зависимой в плане энергоресурсов».

«Газпром» планирует внедрить экологически чистое производство водорода в течение ближайших десятилетий. Благодаря этому объем атмосферных выбросов в Европе к 2050 году сократится на 62 процента. Это существенный вклад в программу Европейского Союза, согласно которой уровень выбросов в 2050 должен составлять 80 процентов от уровня 1990. Впервые интерес к проекту газовых поставок, позволяющих полностью избежать выбросов углекислого газа, Россия продемонстрировала в ходе Берлинской выставки в августе. Об этом сообщается в докладе на сайте Европейской комиссии, который подтверждает потенциальную возможность внедрения Россией метанового крекинга — технологии, позволяющей производить экологически чистый водород в больших объемах.

В докладе указывается, что «таким образом может быть осуществлен эффективный и экономичный переход к долгосрочному использованию возобновляемых источников энергии. Тем не менее, еще предстоит разработать правила сертификации технологий, при которых побочный углеродный продукт метанового крекинга вырабатывается без выбросов в атмосферу».

Другим важным методом производства водорода из природного газа является электролиз, при котором расщепление молекул осуществляется при помощи электрического разряда, пропускаемого через газовый поток.

Согласно прогнозам Thinkstep, стоимость водорода, производимого «Газпромом», сможет к 2050 году составлять 1,14 евро за килограмм. Уже сейчас имеются возможности для производства водорода в северной Германии электролитическим методом с использованием ветряной энергии. Минимальная оптовая цена на него составит 2,21 евро за килограмм, но к 2025 году, согласно Bloomberg NEF, эта цифра может снизиться до 1,77.

Другие мировые энергетические компании также присматриваются к переориентации на водород. Норвежская Equinor ASA в июле подготовила технико-экономическое обоснование для запуска водородной энергетической установки. Woodside Petroleum Ltd провела переговоры с японской фирмой-водородопроизводителем, учрежденной корпорацией Chiyoda.

Водород также является одним из продуктов компании Shell. Одной из инициатив Shell является учреждение в Германии совместного проекта по созданию охватывающей всю страну сети из 400 водородных заправочных станций. Аналогичные станции были созданы в Калифорнии, Великобритании и Канаде. Было объявлено о постройке еще 4 станций в Нидерландах.

«Если говорить о водороде конкретно как о транспортном топливе, мы считаем, что здесь кроется огромный потенциал для удовлетворения растущих нужд транспорта. При этом сокращаются вредные выбросы в атмосферу и улучшается качество воздуха», заявили представители Shell, отвечая на вопросы интернет-пользователей.

Источник

Последние новости