Следующая новость
Предыдущая новость

Россия делится своим духовным и мирским искусством с Ватиканом

30.11.2018 11:57
Россия делится своим духовным и мирским искусством с Ватиканом

Два года назад Музеи Ватикана отправили некоторые из своих выдающихся произведений искусства в Третьяковскую галерею на выставку под названием «Вечный Рим: шедевры Пинакотеки Ватикана – Беллини, Рафаэль, Караваджо». Впервые за пятисотлетнюю историю Музеев Ватикана на одну выставку было отправлено целых 42 работы, относящихся к XII-XVIII векам. Надо ли говорить, что её успех оказался огромным.

Теперь Москва делает ответный шаг, отправляя в Рим знаменитые картины и иконы из Третьяковской галереи. Выставка «Путь русского искусства: от Дионисия до Малевича» открылась 20 ноября и продолжится до 16 февраля 2019 года. Сам Папа Франциск посетил её 27 ноября и сказал директору Третьяковской галереи, который проводил экскурсию, что никогда не видел таких «сильных и значимых» картин.

Эта выставка призвана повторить громкий успех прошедшей ватиканской как с точки зрения уровня работ, так и разнообразия стилей. Отказавшись следовать хронологическому порядку, организаторы предпочли разместить рядом произведения, относящиеся к двум основным направлениям: раннее русское искусство (например, «Крещение») и произведения мастеров XIX-XX веков (такие, как «Явление Христа народу» Александра Иванова).

Россия делится своим духовным и мирским искусством с Ватиканом

Это было сделано, чтобы зрители смогли увидеть сходства и различия между иконописью XV века и искусством XIX-XX веков. Эти две эпохи фактически разделены правлением Петра Великого, однако, как показывает выставка, некоторые аспекты русского искусства остались неизменными. Среди таких общих черт можно называть распространённость сюжетов из Евангелия и эмоциональность изображаемых персонажей.

Например, созданная в XV веке Киккская икона Божией Матери кисти Симона Ушакова находится рядом с картиной «Всюду жизнь», написанной Николаем Ярошенко в 1888 году. У этих произведений есть некоторое совпадение в композиции (в центре находятся маленькие дети, смотрящие вниз), а также соответствие цветовой гаммы.

Ещё одно замечательное сходство можно наблюдать в двух портретах, представленных на выставке. Это портрет великого русского писателя Достоевского, написанный Василием Перовым в 1872 году, и изображение Иисуса Христа кисти Ивана Крамского («Христос в пустыне», 1872 год). Оба они сидят в задумчивой позе с опущенными глазами, демонстрируя поразительно схожее эмоциональное состояние.

На выставке присутствуют и другие основополагающие мотивы русской живописи. На картинах изображены отшельники, священники, юродивые и путники – все те, кто играл и продолжает играть важную роль в русской духовной культуре.

Как выставка Музеев Ватикана в России, так и нынешняя выставка в Риме обсуждались во время встречи Папы Франциска и Владимира Путина в 2013 году и были реализованы благодаря поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Источник

Последние новости