Следующая новость
Предыдущая новость

Российско-китайское военное сотрудничество — прямая угроза глобальному доминированию США

14.08.2020 21:47
Российско-китайское военное сотрудничество — прямая угроза глобальному доминированию США

Хотя большинство аналитиков сходятся во мнении, что именно военные альянсы будут играть ключевую роль в любой возможной стратегии Соединенных Штатов в области геополитического соперничества с Китаем и Россией, гораздо меньше внимания наблюдатели уделяют тому, как эти страны могут использовать собственные партнерские связи для укрепления своей мощи и влияния в мире. В значительной степени это объясняется тем, что ни у Москвы, ни у Пекина нет большого количества друзей и союзников.

Кроме того, на протяжении долгого времени Россия и Китай избегали альянсов, видя в них осложняющий фактор, который ограничивает свободу маневра. Вместо этого они остановили свой выбор на так называемых транзакционных отношениях, которые позволяют им оказывать влияние за счет экономического давления, и, особенно если вести речь о России, военной мощи.

Однако, в последние годы сотрудничество между Китаем и Россией значительно расширилось. Сближение их национальных интересов и координация усилий значительно увеличивают степень угрозы, которую они представляют для Соединенных Штатов. Это особенно справедливо в отношении Китая, который сумел использовать свои тесные связи с Москвой, чтобы заполнить пробелы в своих возможностях и активизировать усилия по подрыву глобального лидерства Соединенных Штатов.

Недавно вашингтонским Центром новых подходов к обеспечению безопасности США (CNAS) были опубликованы результаты серии исследований, посвященных китайско-российскому военному сотрудничеству.

Движущие силы сотрудничества

Отношения между Россией и Китаем поступательно развиваются с конца восьмидесятых годов, когда назрело завершение холодной войны. Их сотрудничество резко активизировалось после 2014 года, когда незаконная аннексия Россией Крыма и последующая оккупация восточных районов Украины закрыли для России возможности взаимодействия с Западом. Эти события толкнули Москву в объятия Пекина, который при президенте Си Цзиньпине демонстрировал все большую внешнеполитическую напористость на фоне озабоченности по поводу усилий Запада, направленных на разжигание «цветных революций» в его ближнем зарубежье после «арабской весны», «революции зонтиков» в Гонгонге и «разворота к Азии», провозглашенного администрацией Обамы.

С этого момента взгляды России и Китая на то, каким должно быть мировое устройство, заметно сблизились. Две евразийские державы объединяет обоюдное недовольство Соединенными Штатами и международным порядком, в котором доминирует Америка, и который, по мнению обоих лидеров, ставит их страны в невыгодное положение. Как пишет в своей статье Адам Сигал, такое совпадение интересов побудило Россию и Китай все активнее сотрудничать в киберпространстве. Однако, хотя изначально они, возможно, объединились на волне недовольства, в последние годы их сближение диктуется общим видением «ценностно-нейтрального» глобального порядка. Более того, растущий опыт взаимодействия способствует все более прочному и глубокому партнерству.

Забегая вперед можно сказать, что их военное сотрудничество, по всей вероятности, будут укреплять два комплекса движущих сил. Во-первых, непоколебимо жесткая политика США в отношении России и Китая создает для них общую проблему. Санкции, введенные Вашингтоном, сблизили две страны, прежде всего из-за того, что Россия стала более зависимой от Китая в экономическом отношении. Военное присутствие США вблизи границ обеих стран также способствует общему восприятию растущей угрозы. Ни одна из этих стран не готова мириться с военным доминированием США в своем регионе, и обе выступают против развертывания систем противоракетной обороны и иных американских вооружений на территории соседних стран, поэтому они активно разрабатывают и ставят на вооружение современные средства сдерживания.

Во-вторых, потребности и возможности России и Китая являются в значительной мере взаимодополняющими. Китай полагается на импорт из России в своем стремлении укрепить военный потенциал в области военной авиации, средств противовоздушной, а также противокорабельной и противолодочной обороны. Кроме того, Россия обладает обширным военным опытом, приобретенным за последние годы на Украине и в Сирии, в то время как вооруженные силы Китая практически не имели возможности получить такой опыт. Китай направил несколько тысяч своих военнослужащих для обучения в высших военных учебных заведениях России, а кроме того обе страны увеличили масштабы и частоту совместных военных учений, которые идут на пользу китайским вооруженным силам. Пекин, в свою очередь, предоставляет капитал, остро необходимый для финансирования крупных российских военных проектов, импортирует значительные объемы энергоносителей и военной техники, которую американские санкции не позволяют Москве продавать где-либо еще.

Военные эксперты Эльза Каниа и Сэм Бендетт считают, что такая взаимодополняемость особенно ярко проявляется в области современных технологий: Китай предоставляет рынки и ресурсы, в то время как Россия обеспечивает человеческий капитал, прежде всего в математической сфере. Кроме того, после введения западных санкций Россия была вынуждена обратиться к Китаю, чтобы получить доступ к некоторым технологиям и электронным комплектующим, которые она ранее импортировала на Западе. Более того, обе страны, вероятно, видят в перекрестном сотрудничестве по ряду направлений, таких как технология управляемых ракет, беспилотные системы и обучающие данные для искусственного интеллекта, возможность заполнить свои пробелы и ускорить научно-технический прогресс.

Однако, несмотря на все упомянутые факторы, по-прежнему существует ряд ограничений в их военном сотрудничестве. Исторически сложившееся взаимное недоверие, отсутствие культурной близости и растущая асимметрия в экономических отношениях (очевидно, что Путин не видит себя в роли младшего партнера) являются препятствием для углубления двусторонних отношений. Помимо этого, рост влияния Китая может нанести ущерб интересам России в таких стратегически важных регионах как Центральная Азия и Арктика. Пекин может, в конечном итоге, вторгнуться в такую важную для России сферу как торговля оружием.

Согласно сообщениям СМИ, российские официальные лица неоднократно выражали свое недовольство по поводу хищения интеллектуальной собственности со стороны Китая. Тем не менее, Москва и Пекин продолжают усилия по устранению конфликта интересов в ключевых сферах, и Кремль в последние годы продает Пекину все более совершенные системы вооружений. Это говорит о том, что опасения России по поводу присвоения интеллектуальной собственности и недоверие к партнерам не являются непреодолимыми. Иными словами, препятствия на пути российско-китайского сотрудничества до сих пор не помешали углублению двусторонних связей.

Последствия

Скептики продолжают утверждать, что вероятность создания официального военного альянса между Россией и Китаем невелика. Но это, по мнению экспертов RAND corporation, задает неверную планку. Российско-китайское сотрудничество, особенно в сфере обороны, может создать весьма серьезные проблемы для Соединенных Штатов в течение ближайших пяти-десяти лет даже в том случае, если их сближение не приведет к появлению формального военного союза. Дальнейшее сближение России и Китая будет иметь самые серьезные последствия, и главное из них – это то, что их сотрудничество в значительной степени обострит проблемы, которые Китай уже сегодня создает для Соединенных Штатов.

Во-первых, углубление китайско-российских связей в сфере обороны приведет к повышению способности обеих стран устанавливать военное присутствие и «проецировать силу» за рубежом. Это послужит наглядным и убедительным сигналом для всех заинтересованных стран о том, что Москва и Пекин готовы бросить вызов американскому доминированию в ключевых регионах планеты.

Так, в августе 2019 года они провели совместное патрулирование стратегических бомбардировщиков в Индо-Тихоокеанском регионе, которое свидетельствует об их дальнейшем политическом сближении и готовности дать отпор США в этом регионе. Кроме того, в 2019 году Россия и Китай устроили совместные военно-морские маневры в Индийском океане с участием ВМС Ирана. Эти учения, по мнению некоторых экспертов, были нацелены на подрыв доминирования США или сдерживание будущих американских интервенций, но главное заключается в том, что подобные действия могут позволить стратегическим противникам Америки усилить свое международное влияние и вынудить американских стратегов принимать во внимание новые сценарии развития событий.

Во-вторых, постоянная координация действий между Россией и Китаем ускорит реализацию мер по подрыву военного преимущества США, что будет особенно проблематично с точки зрения стратегического соперничества между США и Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе. Россия уже сейчас поставляет Китаю передовые системы вооружений, с помощью которых он сможет блокировать доступ США к своему «ближнему зарубежью». Речь идет, прежде всего, о действиях американской авиации на Тайване и в прилегающих районах.

Россия также сыграла решающую роль в модернизации надводного военно-морского потенциала Китая, предоставив Пекину эсминцы проекта 956ЭМ (класс «Современный»), передовые противокорабельные крылатые ракеты и системы противовоздушной обороны морского базирования, а также поделившись конструкторским опытом, столь необходимым для развития в Китае отечественного судостроения.

Кроме того, посредством совместных военных учений и тренировок Россия передает Китаю бесценный оперативный опыт, потенциально способный компенсировать одну из самых значительных слабостей Народно-освободительной армии Китая в сравнении с армией Соединенных Штатов. В свете этих обстоятельств, устойчивое китайско-российское военное сотрудничество может поставить под угрозу способность Америки сдерживать китайскую агрессию в регионе и выполнять свои международные обязательства по обеспечению свободы навигации в Индо-Тихоокеанском регионе.

В целом следует понимать, что более тесная координация действий между Москвой и Пекином может ускорить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в обеих странах, позволив им совместными усилиями внедрять инновации более быстрыми темпами, чем это делают Соединенные Штаты. По оценкам Кания и Бендетта, китайско-российское технологическое сотрудничество с высокой вероятностью будет и впредь углубляться и прогрессировать, создавая критически важный фундамент для более тесных стратегических связей и увеличения угрозы, которую Китай представляет для американского технологического превосходства.

Подобной точки зрения придерживается и Джеффри Эдмондс, который утверждает, что общие опасения России и Китая по поводу американского доминирования в космосе могут привести к более активному сотрудничеству между ними в области создания противоспутниковых вооружений. Если инициативы такого рода наберут обороты, Соединенные Штаты могут оказаться в сложном положении в своей борьбе за технологическое превосходство над Китаем в некоторых областях. Например, расширение российско-китайского военно-промышленного сотрудничества по некоторым особо чувствительным технологиям, таким как гиперзвуковое оружие и подводные лодки, уже в ближайшее время может создать значительные проблемы для Соединенных Штатов и их союзников. Более того, необходимость идти в ногу с совместными российско-китайскими инновациями создала бы колоссальную нагрузку для и без того напряженного оборонного бюджета США.

И, наконец, полномасштабное военное сотрудничество между Россией и Китаем может ограничить возможности США по осуществлению своих планов в сфере обороны. Так, например, вполне можно представить себе ситуацию, когда в связи с кризисом в Персидском заливе Россия и Китай направят эскадру военных кораблей для «наблюдения» за ситуацией – это значительно осложнило бы ответные действия Соединенных Штатов. Кроме того, нельзя полностью исключить менее вероятный, но значительно более опасный сценарий: Россия и Китай могут координировать агрессивные действия на своей периферии. Если, например, Россия начнет продвижение вглубь территории Украины, а Китай в тот же момент активизирует агрессию в Южно-Китайском море, силам США будет трудно ответить на обе угрозы. Ресурсы, необходимые для ведения боевых действий на двух театрах одновременно, являются крайне дорогостоящими, и для обеспечения успеха на обоих фронтах потребовалось бы значительное наращивание военного потенциала США.

Что делать

Нет никакой гарантии, что попытки разобщить Россию и Китай увенчаются успехом, и причиной этого является тот факт, что Путин видит основную угрозу своей власти не в Пекине, а в Вашингтоне. Си Цзиньпин, в свою очередь, считает, что российский фактор является идеальным инструментом отвлечения Соединенных Штатов от реализации более жесткой политики, направленной против действий Китая внутри страны и за рубежом, подрыва глобального доминирования и противодействия попыткам США ограничить китайское влияние в международных институтах. Иными словами, попытки вбить клин между Россией и США, едва ли сработают.

Из этого следует, что Соединенные Штаты отслеживать, ограничивать, и, где это возможно, всячески препятствовать укреплению российско-китайских отношений. Прежде всего, необходимы действия политического руководства и разработка стратегии по внесению раскола между Китаем и Россией. Эти две страны представляют собой непосредственную угрозу для Соединенных Штатов, и при этом между ними существуют серьезные разногласия. Поэтому политические лидеры должны осознать и активно реагировать на явный вызов для Америки, который представляет каждая из этих стран, а также всеми доступными средствами ограничивать возможности России и Китая координировать свои действия в рамках военного альянса.

Источник

Последние новости