Следующая новость
Предыдущая новость

Российско-индийская торговля оружием: между самодостаточностью и взаимозависимостью

17.12.2020 14:27
Российско-индийская торговля оружием: между самодостаточностью и взаимозависимостью

Индия в последнее время запустила амбициозную кампанию по «индигенизации» своей оборонной промышленности, стремясь снизить степень зависимости от импорта оружия и в то же время подстегнуть внутреннее производство. Хотя эта кампания может в конечном итоге повредить российской военной индустрии, главному поставщику вооружений в Индию, планы Нью-Дели, похоже, состоят по большей части из риторики. В краткосрочной и среднесрочной перспективе маловероятно, что Индия будет в состоянии осуществить стратегический переход к самообеспеченности в военной сфере.

В августе 2020 года министр обороны индии Раджнатх Сингх объявил о том, что Индия введет эмбарго на импорт 101 наименования товаров, предназначенных для Вооруженных сил, на общую сумму около 47 миллиардов долларов. Это эмбарго должно начать действовать уже в декабре 2020 года и будет постепенно вступать в силу на протяжении четырех лет. По мере того, как Индия будет увеличивать закупки военной техники на внутреннем рынке, это решение неизбежно затронет зарубежных поставщиков вооружений, и в первую очередь Россию. Впрочем, по мнению экспертов, хотя это решение может существенно навредить российскому военно-промышленному комплексу, который и без того находится в сложном положении, успех попытки индийской оборонной индустрии добиться самодостаточности далеко не бесспорен.

Этот курс на независимость является частью более широкой общенациональной инициативы, название которой можно перевести как «самодостаточная Индия». В ее основе лежит инициатива «Make in India», которую провозгласил премьер-министр Нарендра Моди. С тех пор как он вступил в должность в 2014 году, правительство стремится увеличить долю внутреннего производства, рассчитывая в конечном итоге превратить Индию в глобальный конструкторско-индустриальный центр.

Детали эмбарго были дополнительно уточнены в «Проекте политики стимулирования оборонного производства и экспорта», который предусматривает, что к 2025 году оборот индийской оборонной промышленности достигнет 25 миллиардов долларов, включая экспорт на сумму 5 миллиардов. В список товаров, в отношении которых будет введено эмбарго, вошли как довольно простые, так и технологически продвинутые изделия, начиная от артиллерийских систем и автоматов и заканчивая корветами, гидроакустическими и радиолокационными системами, реактивными двигателями и спутниками связи GSAT. Традиционно Индия импортировала большую часть этих товаров из Советского Союза. Согласно информационному бюллетеню Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI, Индия является вторым крупнейшим импортером в мире и по-прежнему покупает большую часть своих вооружений у России. В период с 2015 по 2019 год на Россию приходилось 56 процентов всего индийского импорта вооружений. В свою очередь, Индия является основным покупателем продукции российской военной индустрии, на которого приходится 25 процентов ее экспорта, что подчеркивает взаимозависимый характер российско-индийских отношений. Стремление Нью-Дели к самодостаточности может нанести ущерб российским производителям, особенно сейчас, когда оборонная индустрия Москвы все больше зависит от экспорта.

Российский военно-промышленный комплекс находится под жестким давлением со стороны ЕС и НАТО, поскольку в отношении России было введено всеобщее эмбарго на поставки оружия. Из-за своей довольно ограниченной производственно-технологической базы Россия с большим трудом осуществляет программы импортозамещения и развития технологий, которые она прежде импортировала на Западе, что нередко приводит к критическим задержкам поставок. Кроме того, экономические санкции, обвал цен на нефть и девальвация рубля способствовали общему упадку оборонной индустрии и сокращению финансирования государственных программ в области вооружений. Чтобы преодолеть эти трудности, была предложена двойная стратегия: увеличить производство товаров гражданского и двойного назначения и в то же время увеличить экспорт, чтобы компенсировать упавший внутренний спрос.

До сих пор наладить эффективное сотрудничество между гражданским и военным секторами не удалось, и это оказывает еще большее давление на российский экспорт вооружений. Из-за эмбарго доходы могут упасть, а если Индия сможет на структурном уровне достичь независимости от российского экспорта, глобальная репутация Москвы как надежного поставщика оружия может оказаться под угрозой.

Впрочем, Индии предстоит преодолеть несколько серьезных проблем, которые стоят на пути к самодостаточности. Инициатива 2014 года «Make in India» не принесла существенных результатов в области индигенизации оборонной промышленности, прежде всего из-за недостатка научно-технологических знаний и опыта, нехватки капитала и инертности бюрократической системы. Более того, идея эмбарго подверглась критике за «неконкретность и риторический характер», поскольку в проекте стимулирования оборонного производства и экспорта не разъясняется, как именно нынешний показатель оборота в 11,42 миллиарда долларов сможет к 2025 году увеличиться до 25 миллиардов.

Кроме того, эмбарго создало некоторую неразбериху, поскольку более четверти товаров, включенных в список, фактически уже давно не импортировалось, а производилось в Индии, например, легкий боевой вертолет. Это ограничивает общий эффект эмбарго и свидетельствует о том, что список, по крайней мере отчасти, носит символический характер. С другой стороны, некоторые товары из списка едва ли будут когда-нибудь производиться внутри страны, поскольку лежащие в их основе технологии и компоненты просто недоступны в Индии.

Последствия эмбарго для России, скорее всего, останутся незначительными, по крайней мере, в первое время, поскольку в амбициозных планах Индии риторика, похоже, превалирует над фактическим импортозамещением. Важнейшие системы, которые Индия не в состоянии производить на собственной базе, такие как зенитно-ракетный комплекс С-400, все равно будут импортироваться, что обеспечит российским производителям вооружений относительно стабильный приток капитала.

В то же время эмбарго подчеркивает стремление Индии изменить свое положение в отношениях с Россией. Это решение может быть просто первым шагом на долгом пути к независимости, который в долгосрочной перспективе способен нанести более серьезный ущерб российской военной индустрии. Прежде чем Индия достигнет своей цели, ей предстоит преодолеть несколько весьма существенных препятствий.

В настоящее время оба государства стремятся увеличить стратегическую автономию оборонного сектора и увеличить экспорт, что является системным отходом от первоначальных отношений типа «производитель-покупатель». Впрочем, это может стать благодатной почвой для дальнейшего сотрудничества. И Москва и Нью-Дели стремятся развивать технологии, которые они больше не могут импортировать, но сталкиваются с трудностями из-за ограниченной индустриально-технологической базы и недостатка квалифицированных кадров. Совместные научно-исследовательские работы в этом направлении могут принести выгоду обеим сторонам.

Источник

Последние новости