Следующая новость
Предыдущая новость

Рейс в снегопад: тайна безымянной могилы летчиков в Ханты-Мансийске

Рейс в снегопад: тайна безымянной могилы летчиков в Ханты-Мансийске

Общероссийский народный фронт, Служба по делам архивов Югры, редакция окружной газеты «Новости Югры» продолжают разгадывать тайну безымянной могилы в районе бывшего гидропорта Ханты-Мансийска.

На эту тему в «Новостях Югры» опубликованы статьи «Слепой полет» (20 апреля, 11 мая и 1 июня 2017 года), «Самолет на песчаной косе» (15 июня 2017 года), «Красный пилот» (9 ноября 2017 года).

Поиск продолжается
Как полагает журналист Андрей Рябов, который инициировал этот поиск, в могиле захоронены пилоты, погибшие в авиакатастрофе. В прошлом чтили их память, пионеры возлагали цветы. Со временем могила была забыта и до последнего времени находилась в крайне запущенном состоянии, и только 7 мая 2017 года сотрудники «Почты России» привели ее в порядок. Но до сих пор неизвестна дата, когда произошла авиакатастрофа, а также фамилии тех, кто здесь захоронен.
В самом начале поисков бесценную помощь оказал сайт airdisaster.ru, на котором представлены материалы авиапроисшествий, инцидентов и авиакатастроф в СССР и в России. Именно здесь были обнаружены сведения о катастрофе, которая произошла 11 февраля 1941 года в Ханты-Мансийском районе вблизи юрт Тренькинских. Более семи десятилетий о ней ничего не было известно, хотя тогда погибли шесть пассажиров и пилот. Самолет принадлежал Обской авиагруппе и выполнял рейс по маршруту Тюмень – Самарово – Салехард. На этом же сайте были выставлены материалы расследования еще одной авиакатастрофы Обского авиаотряда – случилась она в Свердловской области 22 октября 1941 года. Но после многочисленных запросов, которые рассылала консультант Службы по делам архивов Югры Ольга Спиридонова, после опросов тех, кто когда-то жил в районе гидропорта или работал здесь, стало очевидно: речь идет о другой катастрофе, о которой пока ничего не известно.

Помог сайт airdisaster.ru
Но прежде хотелось бы рассказать о сайте и его создателях – интервью об этом появилось в одном из хабаровских изданий. Вот какую оценку дает автор статьи: «Одним из основных признанных сайтов среди сообщества блогеров и авиаспециалистов считается сайт airdisaster.ru. Он является предельно информативным…» Сам Дмитрий Ерцов рассказывает в интервью: «Если поднять архивы советских газет, то можно заметить, что примерно с 1930 года в них сперва резко сокращается, а затем и вовсе исчезает всякая информация о любых авариях и катастрофах, происходящих в СССР. К сожалению, этот порядок сохранялся до 80-х годов ХХ века. Материалы расследования носили гриф «секретно», а информация доводилась лишь до летного состава «Аэрофлота» в устной форме, даже никаких записей они делать не имели права. Обычные же советские люди могли пользоваться лишь слухами.
…Я взрослел в 80-е годы. Именно эти распространяющиеся в обществе слухи о катастрофах, при отсутствии всякой достоверной информации, заставили меня задуматься и заинтересоваться этой темой. Наконец, во время перестройки, в конце 1987 года, на высшем уровне было принято решение рассекретить все материалы об авиакатастрофах. Идея создания сайта созрела к 2004 году. Тут как нельзя кстати я познакомился с Александром Фетисовым, также интересовавшимся этой темой и имевшим опыт создания ряда сайтов. Вместе мы создали 100 первых записей о наиболее крупных авиакатастрофах – в таком виде сайт был открыт 1 июля 2007 года. Наиболее значимым событием стало получение возможности работы в архиве «Аэрофлота». В результате мы и наши посетители получили уникальную возможность пользоваться детальной, на сто процентов достоверной информацией. За десять лет с первых 100 записей их число увеличилось до трех тысяч…»

Остальные члены экипажа и пассажиры вывезены в Самарово вместе с багажом. О погибших написано так: временно оставить на месте катастрофы до заморозков (самолет упал на болоте в 220 км от Самарово, когда летел в Самарово из Березово). То есть ждали, когда замерзнет и можно будет там посадить ПО-2 и вывезти тела на нем. Думаю, можно не сомневаться, что их потом вывезли, и вывезли также в Самарово. Тем более что погиб сам командир отряда. О самой катастрофе сообщу позже, как обработаю свои рукописные записи. Очень рад, что смог помочь».
Уже на следующий день Дмитрий Ерцов разместил данные об этой авиакатастрофе на сайте, а также сообщил нам номера фонда РГАЭ, описи, дела, где хранятся сведения о катастрофе. Осталось дождаться отпуска, чтобы, будучи проездом в Москве, поработать с документами в архиве экономики. Письмо от Службы по делам архивов Югры ускорило процесс выдачи архивных документов на руки. И вот передо мной объемный том, на страницах которого сосредоточены материалы расследования катастроф самолетов Восточно-Сибирского, Уральского, Западно-Сибирского и Дальневосточного управлений гражданского воздушного флота, произошедших в 1944 году. Интересующие нас документы сосредоточены на страницах 251–329. Неужели здесь действительно хранится разгадка тайны – кто похоронен в районе гидропорта?

Роковой авиаотряд
Начиная поиск, мы не знали время произошедшей авиакатастрофы, могли только предположить, что она случилась в годы войны, именно этим обстоятельством можно было объяснить появление могилы рядом с гидропортом. В то суровое время переправить тела погибших на родину было практически невозможно. Катастрофа недалеко от юрт Тренькинских, о которой упоминается в статье «Слепой полет», произошла в мирное время – в феврале 1941 года, и тогда тело пилота Петра Чуканова доставили из Самарово в Тюмень. А тут разгар войны, до Победы еще далеко.

В тот же год командиром Обского авиаотряда назначили военного и полярного летчика Эдуарда Лухта, который считается основателем Плехановского, Сургутского и Березовского аэропортов. Его едва не постигла судьба Владимира Кливе, но Лухту повезло: его спас от доноса сам начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР В. Молоков. В мае 1940 года Лухт должен был выехать на совещание в Москву. Шестнадцать его подчиненных вылетели в столицу раньше на один день и стали жертвами авиакатастрофы над Уралом. Самолет задел линию электропередачи, упал и сгорел: погибли все заместители Эдуарда Лухта. Он не мог этого пережить: вернувшись из Москвы, умер дома.
Еще один командир Обского авиаотряда Александр Назаров погиб в авиакатастрофе под Свердловском 22 октября 1941 года, причиной стал отказ левого мотора самолета, которым он управлял. Вместе с Назаровым погибли еще девять человек – работники Обского авиаотряда и военизированной охраны тюменского аэропорта, которые летели на заседание партийной комиссии при политотделе Уральского управления линейного участка воздушной магистрали Москва – Иркутск. И вот новая трагедия 1944 года, в которой погиб еще один командир Обского авиаотряда Александр Дубенский. Материалы расследования этой трагедии среди огромного массива подобных дел в Российском государственном архиве экономики, как упоминалось выше, случайно обнаружил редактор сайта airdisaster.ru.
Так что же произошло с самолетом на полпути между Березово и Самарово, за штурвалом которого оказался командир Обского авиаотряда, хотя по инструкции его место в тот день было среди пассажиров?

Продолжение следует

Источник

Последние новости