Следующая новость
Предыдущая новость

Путин провозглашает стратегию развития России

14.05.2018 17:15
Путин провозглашает стратегию развития России

Владимир Путин был приведен к присяге в качестве нового президента России на торжественной церемонии в Кремле. Его четвертый, и, возможно, последний президентский срок только начался, а состав правительства уже вызвал массу слухов и догадок.

Подпись к изображению: Владимир Путин во время службы в Благовещенском Соборе Кремля после церемонии приведения к присяге в качестве президента России, 7 мая 2018 года

Постоянные наблюдатели абсолютно уверены, что кандидатуры, предложенные Путиным на высшие государственные должности, о которых будет объявлено до 15 мая, расскажут все о его приоритетах на политическом фронте. Однако, Путин, возможно, уже избавил их от мучительного ожидания, приняв указ «Россия для народа», который был опубликован в течение нескольких часов после его присяги в качестве президента.

Указ обобщает его видение экономического и социального развития России и воспринимается как главный приоритет президента. Его можно назвать путинской версией стратегией «Россия прежде всего».

Однако, стратегия Путина радикально отличается от стратегии Трампа «America First». Прежде всего, она намного более масштабна. Его программа охватывает здравоохранение, образование, демографию, жилищное строительство, урбанизацию, международное сотрудничество и экспорт, производительность труда, развитие малого и среднего бизнеса, дороги и инфраструктуру, экологию, цифровую экономику, науку и культуру.

Эти амбициозные цели включают в себя превращение России к 2024 году в одну из пяти крупнейших экономик мира. Если исходить из номинального ВВП, то сейчас Россия занимает 13 место в мировом рейтинге, а по паритету покупательной способности она на шестом месте после Китая, США, Индии, Японии и Германии.

Среди других цели, намеченных в стратегии Путина – увеличение продолжительности жизни в России с нынешних 71 года до 78 лет к 2024 году и до 80 к 2030 году, а также сокращение в два раза числа россиян, живущих за чертой бедности, которое в настоящее время составляет около 20 миллионов человек, обеспечение экономического роста на уровне 5 процентов в год, то есть выше средних темпов роста мировой экономики.

Интересно, что Путин стремится мобилизовать средства для финансирования своей экономической стратегии «Россия прежде всего» не за счет агрессивной меркантилистской политики за рубежом, подобно Америке, а за счет сокращения доли военных расходов в бюджете страны. В то время как Трамп собирается сделать Америку великой, поднимая расходы на оборону на невиданный прежде уровень, Путин принимает диаметрально противоположный курс, предусматривающий резкое сокращение расходов на военные нужды.

В сущности, закончился период, длившийся несколько лет, когда доля оборонных расходов в российском бюджете росла ежегодно на 10 процентов. Стокгольмский институт исследования проблем мира в прошлом году зафиксировал 20-процентное сокращение военного бюджета России. В нынешнем году в процентном соотношении к ВВП расходы на оборону должны сократиться до 5 процентов, тогда как в 2016 году этот показатель составлял 6,6 процентов. Ожидается, кто к концу нынешнего президентского срока Путина в 2024 году процент военных расходов к ВВП снизится до 3 процентов.

Этот значительный сдвиг в национальной политике явно противоречит преобладающему на Западе мнению, что Путин является поджигателем войны, который замышляет захват территорий в Балтии и других местах. То, к чему стремится Путин на самом деле, следует понимать под тремя различными углами зрения. Во-первых, амбициозная программа модернизации российских вооруженных сил за последнее десятилетие была более или менее выполнена.

В своем обращении 1 марта о положении дел в стране Путин обнародовал ряд новых передовых военных технологий, разработанных с целью обеспечения глобального стратегического баланса, который является краеугольным камнем российской оборонной стратегии. Другими словами, сокращение военных расходов не поставит под угрозу уровень обороноспособности России. Это первое.

Во-вторых, абсолютно логично, что Путин видит в качестве основной задачи на новый шестилетний срок «государственное строительство». Это вполне можно понять. В течение предыдущего срока Путин успешно привел Россию к возрождению на мировой арене в качестве великой державы. Благодарная нация высоко ценит его огромный вклад в этом направлении. Фантастический рейтинг популярности Путина, который сейчас достигает 82 процентов, в значительной степени объясняется именно одобрением внешней политики и возвращения утраченного статуса великой державы.

Однако, наряду со всем вышесказанным, есть и оборотная сторона медали. Как ни парадоксально, 45 процентов российского населения также заявляют о своем неодобрении Путина за его неспособность обеспечить справедливое распределение доходов. Кроме того, почти 90 процентов россиян убеждены в необходимости «реформ» в стране.

Хотя никто здесь не говорит о назревающей цветной революции в России, дело в том, что в стране имеет место социальное недовольство, которое может стать питательной средой для массовых протестов, вызывающих социальную нестабильность.

В-третьих, хотя Путину удалось стабилизировать ситуацию после резкого спада в 2014 году, вызванного обвалом цен на нефть и давлением западных экономических санкций, многие эксперты прогнозируют, что в предстоящий период экономическое положение осложнится. Можно без преувеличения сказать, что ахиллесова пята России – это экономика.

Путин пообещал технологический прорыв в России, который повысит ее конкурентоспособность на международном уровне и снизит общую зависимость от экспорта сырьевых товаров. Но с другой стороны, успех России в ликвидации технологического разрыва с Европой, традиционно связывается с развитием сотрудничества с Западом. Теоретически у России имеется и «китайский вариант» для модернизации своей экономики, но на самом деле множество факторов накладывают на него серьезные ограничения.

Очевидно, что политика отдаления от Запада не поможет осуществить стратегию Путина «Россия прежде всего». Достаточно сказать, что первые попытки восстановить отношения с Западом уже осуществляются. Любопытно, что первым западным лидером, который встретится с Путиным после начала его нового президентского срока, будет канцлер Германии Ангела Меркель, которая 18 мая прибудет с «рабочим визитом» в Сочи.

Меркель, вероятно, знает, что Путин, который свободно говорит по-немецки, во всяком случае лучше, чем любой другой западный лидер, может взять на себя инициативу нормализации отношений между Россией и Европой. Она, очевидно, намерена оценить перспективы этого нового начинания. Хорошо, что в Европе растет осознание того, что полный разрыв отношений между Россией и Западом не отвечает ее интересам.

Однако, как известно, для танго нужны двое. Даже если Путин начнет некую увертюру, она не принесет заметных результатов, учитывая токсичный климат русофобии, преобладающий в политических кругах США. Трудно поверить, но США выбрали вечер накануне инаугурации Путина на прошлой неделе, чтобы объявить о восстановлении Второго флота ВМС США, который был законсервирован в 2011 году, с целью защиты восточного побережья Америки от «российской угрозы».

Источник

Последние новости