Следующая новость
Предыдущая новость

Путь длиною в 200 лет

Путь длиною в 200 лет

Краеведческий музей Нижневартовска продолжает реставрационные работы старинного торгового судна. Оно было обнаружено на берегу протоки Кирьяс в 1997 году рыбаком Валерием Котлобаем. Находка конца двадцатого века оказалась приветом современникам из века восемнадцатого и стала настоящей сенсацией не только для Югры, но и прогремела в масштабах всей России.

Увидеть судно, за двести лет вросшее в береговой ил и ставшее частью острова на протоке вблизи Мегиона, удалось только по одной причине – Кирьяс стал менять русло и размывать берег. Тут-то и обнажились останки корабля.

Освобождать судно из двухвекового заточения начали не сразу. В 1997 году просто-напросто не нашли на это финансовой возможности. Работы начались лишь через 16 лет при поддержке правительства Югры. Сотрудникам научно-производственного объединения «Северная археология-1» удалось получить грант, благодаря которому начались раскопки.
Первые оценки археологами найденного судна дали следующие результаты: длина корабля – 34 метра, ширина – около 6, 5 метров, а построено оно было в конце XVIII века.
Судном много занимались археологи из Томска. После проведенного 3D-сканирования они сделали вывод о том, что по типу постройки это так называемая барка (речное судно), которую могли построить в Тобольске, либо в еще более южных регионах Российской империи.
По мнению ученых, барка принадлежала некоему купцу, который вез из Тобольска на север (возможно, в Томск) кирпичи. Грузовые корабли такого типа были очень распространены в конце XVIII – начале XIX века, и, чаще всего, их строили всего на один рейс. После перевозки тяжелых грузов с юга на север их обычно разбирали в низовьях реки. Но найденный корабль, по оценкам археологов, использовали очень долго. Почему? На этот вопрос ученым еще только предстоит ответить.
По словам Анны Скоробогатовой, археолога из Нижневартовска, барка является очень ценной находкой для округа, так как подобное грузовое судно было впервые найдено в собранном состоянии. Нет ни одного чертежа строительства таких кораблей, и именно эта находка сможет дать данные о том, как же все-таки строились такие корабли. Это станет важной главой в истории кораблестроения.
Об истории обнаружения и реставрации нижневартовского «найденыша» рассказала в ходе конференции «Полярные чтения-2018» в Санкт-Петербурге Наталья Катаева, главный хранитель Нижневартовского краеведческого музея. «Полярные чтения», которые прошли в северной столице в конце апреля, в этом году были посвящены истории техники и технологий освоения Арктики. Судно, найденное под Мегионом, – достойный пример того, насколько далеко на Север по Оби заходили российские суда уже в восемнадцатом веке. По информации Натальи Катаевой, реставрационные работы могут занять около семи лет. На сегодняшний день отреставрирована самая ветхая — носовая часть судна, составляющая около 4,5 метров от общей длины находки. Работы еще очень много, ведь один борт барки полностью уничтожен. А в результате того, что судно в своем последнем походе, по всей видимости, село на мель, у него переломился и киль.
После полного восстановления барка войдёт в экспозицию Нижневартовского музея или будет установлена в специально построенном ангаре на берегу Оби. Ученые и музейные работники надеются, что древнее судно станет одним из основных туристических объектов города.

Источник

Последние новости