Следующая новость
Предыдущая новость

Приведет ли крах системы нефтедоллара к завершению «Американского века»?

23.05.2018 11:46
Приведет ли крах системы нефтедоллара к завершению «Американского века»?

Американский век, столь торжественно провозглашенный в 1941 году в редакционной статье журнала Life медиа-магнатом Генри Люсом, близким к американскому истеблишменту, был основан на контроле над нефтью и на бесконечной череде войн за контроль над мировым рынком нефти. Теперь, по иронии судьбы, вслед за незаконным и односторонним расторжением международного соглашения 2015 года об иранской ядерной программе, именно нефть может сыграть ключевую, хотя и непреднамеренную роль в распаде глобальной гегемонии США и завершении американского века.

По отдельности каждый элемент предпринимаемых в разных странах мер по избавлению от долларовой зависимости, которые в последнее время заметно участились, не может привести к прекращению господства американского доллара, благодаря способности США принуждать другие страны покупать или продавать свою нефть только за доллары. Однако, каждая новая односторонняя провокация Вашингтона или введение очередных санкций заставляют другие страны искать альтернативные решения, которые еще четыре года назад невозможно было даже вообразить, не говоря уж о возможности реализации на практике.

После обвала мировых цен на нефть, последовавшего за войной Судного дня между Израилем и коалицией арабских стран, Вашингтону и Уолл-стрит удалось добиться, чтобы картель ОПЕК во главе с Саудовской Аравией продавал нефть исключительно за американские доллары. Таким образом, спрос на американскую валюту оставался устойчиво высоким почти независимо от внутреннего состояния экономики США, государственного долга или бюджетного дефицита. Эта система, которую Генри Киссинджер и другие назвали обращением нефтедоллара, обеспечивала США способность распространять свое влияние во всем мире, и одновременно она позволяла крупным американским корпорациям уходить от налогообложения и не инвестировать в отечественную экономику, перенося рабочие места в такие страны как Китай или Мексика, Ирландия или даже Россия. Если бы значительная группа стран отказалась от доллара и перешла к расчетам в других валютах, или даже на первом этапе к бартеру, это запустило бы цепную реакцию событий, которые в конечном итоге привели бы к резкому росту процентных ставок в США и новому финансовому кризису, во много раз более жестокому, чем тот, что вспыхнул десять лет назад.

На протяжении всего периода после теракта 11 сентября 2001 г ода правительство США было постоянно вовлечено в процесс трансформации экономических санкций, изначально якобы направленных на противодействие финансированию террористических группировок, таких как Аль-Каеда, в основное оружие борьбы за сохранение мирового превосходства Америки, за продолжение американского века.

Вслед за недавним решением Министерства финансов о введении радикальных новых форм адресных санкций в отношении России, которые не только запрещают американским гражданам вести деловое сотрудничество с российскими партнерами, но также угрожают гражданам других стран, ведущим бизнес с Россией, Вашингтон объявил о возобновлении прежних и введении новых драконовских санкций против Ирана.

Администрация Трампа, вышедшая в одностороннем порядке из многостороннего соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), или ядерная сделка с Ираном, объявила, что все страны, которые покупают иранскую нефть, должны немедленно прекратить свои операции под угрозой санкций против них самих, или так называемых вторичных санкций. Министерство финансов США также угрожает ведущим международным перестраховочным компаниям и иностранным банкам, которые могут быть вовлечены в сделки по торговле иранской нефтью. В качестве оправдания новых антииранских санкций используется раздел 1245 Закона о национальной обороне на 2012 финансовый год.

Все необоснованные меры, предпринимаемые Вашингтоном в последнее время, вынуждают ключевые страны, в том числе Китай, Россию и Иран, а возможно, также Европейский Союз, дистанцироваться от американского доллара более активно, чем когда-либо прежде.

В марте нынешнего года Китай начал торги нефтяными фьючерсами, номинированными в юанях. Фьючерсы на сегодняшний день являются ключевым компонентом глобальной торговли нефтью. Это первый фьючерсный контракт в истории, не связанный с американским долларом. До введения недавних санкций в отношении Ирана, Вашингтон воспринимал это всего лишь как неприятность, которая на протяжении ближайших лет не будет заслуживать сколько-нибудь серьезного внимания. Однако, нынешние попытки США заблокировать иранскую торговлю нефтью могут дать огромный толчок шанхайским нефтяным фьючерсам и резко подтолкнуть мировой рынок к переходу на так называемые нефте-юани.

Согласно аналитическому докладу агентства Bloomberg, Китай является на данный момент самым крупным энергетическим клиентом Ирана, импортирующим около 650 тысяч баррелей нефти в сутки из 2,5 миллионов баррелей, добываемых в стране. Индия занимает второе место, а объем импорта составляет 500 тысяч баррелей в сутки. Третье место среди крупнейших потребителей иранской нефти занимает Южная Корея с 313 тысячами баррелей в сутки, а четвертое – Турция (объем импорта – 165 тысяч баррелей в сутки).

Вероятность того, что Иран, который недавно выразил желание добиться независимости от доллара, будет продавать нефть Китаю за юани, чрезвычайно высока. Если Китай сделает использование расчетов в юанях предварительным условием приобретения иранской нефти, обеспечивая себе значительную экономию издержек за счет отказа от обмена на доллары, это приведет к значительному увеличению объемов использования китайского юаня в мировой торговле за счет сокращения долларового обращения.

Помимо всего прочего, Иран является ключевым стратегическим партнером Китая в реализации его инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), представляющей собой многотриллионный евразийский инфраструктурный проект. На фоне последних американских санкций появились сообщения о том, что французский нефтяной гигант Total, возможно, будет вынужден продать свой контрольный пакет в огромном иранском месторождении природного газа Южный Парс. Немедленно вслед за этим китайская государственная нефтяная корпорация CNPC объявила, что готова приобрести французскую долю. В настоящее время Total принадлежит 50,1 процентов акций, а CNPC – 30 процентов. Остальные 19,9 процентов остаются в собственности иранской государственной нефтяной компании. Глава Совета безопасности при Трампе, многолетний сторонник жесткой линии, неоконсерватор Джон Болтон, ранее выступавший за войну против Ирана, недавно заявил, что если европейские компании не подчинятся и продолжат сотрудничество с иранским правительством, они подвергнутся весьма обременительным американским санкциям.

Еще одним признаком растущих китайско-иранских экономических связей стал пуск системы прямого сухопутного железнодорожного сообщения, соединяющей китайский город Баяннур в регионе Внутренняя Монголия с иранской столицей, состоявшийся 10 мая. Магистраль протяженностью 8 тысяч километров, проходит через Казахстан и Туркменистан до Тегерана. Время доставки грузов оценивается в 14 дней, что на 20 дней меньше, чем в случае морских перевозок.

Вторым по важности бизнес-партнером Ирана является Россия, которая, несмотря на санкции США, заключила многочисленные деловые контракты с Тегераном сразу после подписания соглашения СВПД в 2015 году и отмены международных санкций. Затем Владимир Путин прямо заявил, что Россия стремится к независимости от американского доллара из соображений безопасности, связанных с уязвимостью российской экономики перед санкциями. В этой связи двусторонняя торговля значительным перечнем товаров между Россией и Ираном с ноября 2017 года была переведена на бартерную основу.

Кроме того, 14 мая глава Министерства иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф прибыл с визитом в Москву, чтобы обсудить со своим российским коллегой Сергеем Лавровым будущее российского соглашения о проекте в области ядерной энергетики. При этом оба министра выразили готовность своих стран продолжать и расширять двустороннее экономическое сотрудничество. В настоящее время несколько российских нефтяных компаний уже занимаются иранскими проектами.

Торговля между Россией и Китаем также освобождается от долларовой зависимости, причем этот процесс начался еще до недавнего глупого и недальновидного выхода США из соглашения с Ираном. В настоящее время Китай является главным торговым партнером России, причем на него приходится 17 процентов объема российской внешней торговли, что вдвое больше по сравнению с Германией, занимающей в списке крупнейших партнеров России второе место. Дальнейшее сокращение использования доллара в международных расчетах между Москвой и Пекином, по всей вероятности, будет лишь ускоряться.

В ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай», прошедшего 25 апреля в Шанхае, председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь объявил, что две евразийские державы должны более интенсивно уходить от использования долларов США в расчетах по двусторонним торговым контрактам. В интервью российскому государственному телевидению, он сказал: «Лидерам двух наших стран следует подумать об укреплении связей, особенно в области финансового сотрудничества. Зачем нам осуществлять платежи в иностранной валюте? Зачем делать это в американских долларах? Зачем рассчитываться в евро? Мы можем использовать для расчетов юани и российские рубли».

Еще до введения недавних санкций Вашингтона против России и Ирана, Москва и Пекин осторожно и постепенно освобождались от американского доллара в своей двусторонней торговле. Россия в конце 2016 года начала торговлю на Санкт-Петербургской бирже нефтяным фьючерсом, номинированным в рублях, чтобы фьючерсы на российскую смесь Urals можно было сопоставить с шанхайскими фьючерсами в юанях.

Согласно оценкам аналитических агентств, объем двусторонней торговли между Россией и Китаем в нынешнем году достигнет 100 миллиардов долларов, увеличившись по сравнению с 2017 годом примерно на 31 процент. Банки и компании двух ведущих евразийских стран тщательно закладывают основу будущей независимости от доллара США, и, следовательно, избавления от уязвимости перед долларовыми санкциями, дьявольским преимуществом Вашингтона, контролирующего мировую резервную валюту.

В 2017 году уже девять процентов российских товаров продавались Китаю за рубли. Российские компании заплатили за 15 процентов китайского импорта юанями. Эти прямые взаимные расчеты в национальных валютах партнеров избавлены от рисков использования доллара или евро, когда вступают в силу санкции, исходящие от стран НАТО.

Защищая две евразийские страны от финансовой войны и американских санкций, эти расчеты могут проводиться независимо от системы межбанковских платежей SWIFT, с использованием китайской международной платежной системы CIPS. Уже более 170 российских банков и брокерских компаний по всей стране торгуют юанями на Московской валютной бирже, где представлены такие крупные китайские государственные банки как Bank of China, ICBC, China Construction Bank и Agricultural Bank of China. Обменный курс рубля к юаню рассчитывается без применения американского доллара.

В последние дни в мировых СМИ появляется все больше сообщений о том, что Европейский Союз рассматривает возможность торговли иранской нефтью в евро, а не в американских долларах, как это происходит на сегодняшний день. Европейские страны осудили односторонний выход Америки из международного ядерного соглашения с Ираном и активно ищут пути сохранения возможности покупать иранскую нефть, а также стремятся сохранить крупные контракты на поставку самолетов и другой технологической продукции, которым угрожают американские санкции.

Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила прессе, что в ближайшие несколько недель министры иностранных дел Великобритании, Франции, Германии и Ирана будут работать над практическими решениями в ответ на односторонние меры Вашингтона. Сообщается, что европейские страны планируют расширить экономические связи с Ираном, в том числе в области поставок нефти и газа.

В том случае, если Европейский Союз решится на подобный шаг, это станет мощным ударом по основам долларовой системы, а вместе с ней и по глобальному влиянию Соединенных Штатов. Хотя в настоящее время это маловероятно, но с каждым шагом Вашингтона, направленным на нанесение ущерба экономическим интересам Европы, как это и происходит на протяжении всех лет с момента объявления в 2014 году санкций против России, перспективы крупного тектонического сдвига в геополитических альянсах не в пользу Атлантики становятся все более и более реалистичными.

Роль американского доллара как ведущей мировой резервной валюты является краеугольным камнем экономического влияния Вашингтона, наряду с его военной мощью. Если бы роль доллара ослабла, это лишило бы Пентагон нынешней способности вести войны по всему миру для сохранения господства мировой сверхдержавы, используя при этом ресурсы других стран.

Чем сильнее безудержные вспышки санкций со стороны Минфина США вынуждают такие страны как Китай, Иран и Россия, а также потенциально Европейский Союз, снижать свою зависимость от американского доллара, тем слабее становится влияние Соединенных Штатов, сокращается их возможность доминировать над другими странами и диктовать миру свою волю. В основе этого процесса, как и в прошлом веке, лежит борьба за контроль над нефтью и роль системы нефтедоллара в этом контроле.

Автор, Уильям Энгдаль – американский политолог, обладатель докторской степени Принстонского университета, постоянный обозреватель информационного ресурса «Новое восточное обозрение»

Источник

Последние новости