Следующая новость
Предыдущая новость

«Понять – значит помочь!»

«Понять – значит помочь!»

Что приводит детей в кабинет психолога? В ответ на этот вопрос вы, вероятно, скажете, что проблема возникает тогда, когда с ними что-то не так: они агрессивны или замкнуты, плохо успевают в школе или вообще отказываются туда ходить, у них отмечаются склонность к суицидальному поведению и так далее. Но всё это симптомы и реакции. А в чем же все-таки истинная причина? Вы думаете, для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо прочитать огромное количество книг, публикаций, послушать лекции лучших психологов мира, посмотреть документальные фильмы. Выбор за вами! Но у вас уже есть самое главное – желание открыть дверь в мир ребенка. Удачи вам на этом пути! И, надеюсь, эта статья станет первым шагом к пониманию детских переживаний.

О чем мне, детскому психологу, хочется рассказать вам? Какие детские переживания осветить? Наверное, те, которые чаще всего встречаются в моей практике, те, которые красной линией проходят через все существование человечества. Переживания, связанные с взаимоотношениями с родителями, сверстниками, близкими, педагогами в частности и с этим непростым миром в целом.

Доброжелательные, основанные на понимании взаимоотношения между взрослыми и детьми оказывают важнейшее влияние на гармоничное развитие ребенка и способы установления его контактов с окружающим миром.
Что же составляет основу правильных, продуктивных отношений? Безусловно, это доверие, понимание, уважение, любовь. Казалась бы, просто: доверяй, понимай, уважай, люби. Но как эти базовые качества формируются во взаимоотношениях между родителем и ребенком?
Через примеры из своей профессиональной практики я постараюсь осветить вопросы, которые порой остаются не замеченными нами, взрослыми, но являются очень важными для детей.

О доверии
С одним из моих учеников каждое занятие я начинаю с трех вопросов: «Как меня зовут? Кем я работаю? Зачем ты пришел ко мне?» Ответы каждый раз разные, это обусловлено и особенностями развития (низким уровнем внимания и памяти), и, в некоторых случаях, желанием ребенка пошутить, привлечь к себе внимание, установить контакт со мной, показать свою готовность к общению и взаимодействию или их отсутствие. Я была и Евгенией Юрьевной, и Аленой Валерьевной, и врачом, и учителем, и занимались мы то математикой, то играми. Пока, по истечении пяти месяцев работы, за мной не закрепилось имя «Алена Юрьевна» и профессия «какулист».
Наверное, вам интересно, почему «какулист»? Представьте, каково было мое удивление, когда я услышала, кем я работаю, и какой была моя радость, когда мне объяснили, почему я «какулист»: «Конечно, ты какулист. Ты смотришь мне в глаза и улыбаешься. А другие не смотрят. Глаза у тебя добрые. А когда тебе что-то не нравится, то ух какие большие! Ты смотришь мне в глаза, ты добрая, ты какулист». Этот славный парень с трудом запоминает новый материал, не вступает во взаимодействие со сверстниками, у него нарушена мелкая моторика, он не знает букв, цифр – в общем, работы у нас впереди непочатый край. Но знаете, у него есть самое главное, то, что порой недоступно читающим, пишущим, запоминающим, – умение чувствовать. И на этом умении с этим непростым второклассником можно построить продуктивную коррекционную работу.
О чем эта история, уважаемые взрослые? Смотрите в глаза своим детям, когда разговариваете с ними. Если вы хотите, чтобы малыш или подросток вас услышал, не нависайте, не стойте над ним во время разговора, а сядьте или встаньте на одном уровне с ребенком. Не задавайте вопрос: «Почему ты это сделал?» А спросите: «Зачем ты так поступил?» Интересуйтесь их жизнью, искренне показывайте им, что вы тоже живые, что вы умеете чувствовать и переживать, объясняйте им свои поступки. Это очень важно для формирования доверия между вами.

О понимании и уважении
К кому мы обращаемся с просьбой о поддержке тогда, когда не все в жизни получается так, как хотелось? К близким людям, друзьям. Но мы не ждем от них криков и нравоучений – мы ждем понимания. Почему же ошибки ребенка зачастую вызывают у нас раздражение и желание отругать его, наказать, «научить жизни». Это убережет его от промахов в последующем или научит лишний раз не рассказывать нам взрослым о своих проблемах?
Обратимся к еще одной истории. «Я молодец, да?», «я хорошо сделал, да?», «я первый, да?», «ты двойку мне поставишь, да?». Так началась моя работа с первоклас-
сником. Он боялся сделать ошибку, громко кричал и плакал, если кто-то выполнял задание быстрее. Шаг за шагом на протяжении шести месяцев, через игры, беседы, совместное выполнение заданий, «мы» (педагог-психолог, классный руководитель, родители) учились сами и учили его принимать свои ошибки. Эта работа продолжается и сейчас, не существует чудотворного слова или упражнения, которое за одну встречу исправляет все проблемы. Работа эта трудная и долгая, но, самое главное, результативная. У нашего первоклашки снизился уровень тревожности, он проще принимает ошибки, обращается за помощью. Он научился слушать критику, но не всегда готов принять ее. Впереди еще долгий путь, но в его жизни появилось больше поводов для радости, и это уже достижение.
Что делать в таких случаях? Первое: сосредоточить свое внимание на позитивных сторонах ребенка. Поверьте, желающих сказать ему о том, что он плохой, гораздо больше, чем тех, кто замечает его плюсы. Станьте же этим редким человеком, который укрепляет, повышает его самооценку, помогает ему стремиться к успеху.
Обращайте внимание на преимущества своего ребенка, поддерживайте его при неудачах и ошибках, поощряйте его достижения.
Второе: помочь ребенку невозможно до тех пор, пока не удастся его понять. Родители, желая вырастить успешных детей, ориентируют их на то, чтобы они были заняты и стремились к достижениям, но это далеко не все, что помогает вырасти гармоничным. А как же игры – основной способ детского самовыражения? Для того чтобы понять своего ребенка, с ним нужно играть, разговаривать, находить в невероятно загруженном графике время для этих простых и при этом очень важных занятий.
Дайте понять своему ребенку, что вы в него верите! Старайтесь напоминать о прошлых удачах и возвращаться к ним, создавайте ребенку ситуацию, в которой ему успех будет гарантирован.

О главном
Дети, с которыми я работала и работаю сейчас, многому меня научили. Был случай, когда я пришла в школу погруженная в свои проблемы, шла с отсутствующим взглядом по коридору, и вдруг меня остановило тихое: «Алена Юрьевна». Оглянулась – стоит мальчишка-третьеклассник с самодельной открыткой в руке: «Это вам… Просто так». Он не умеет решать задачи, пишет с ошибками, речь его малопонятна, но он умеет радовать не «потому что», а «просто так».
Второй случай. Идет занятие с учеником первого класса, он выполняет задание за заданием, мы разговариваем. Неожиданно он поднимает голову и говорит: «Надуй щечки!» «Зачем?» – спрашиваю. «Да не «зачем», просто надуй. Весело же! Вот, смотри!» В такие моменты понимаешь, что не красота спасет мир, а умение радоваться мелочам и эти мелочи создавать для себя и других.
Учитесь и вы у своих детей, уважаемые родители, ведь они – самые тонкие наши учителя, которые знают, как им развиваться, как обучаться, как чувствовать, смеяться, плакать, сердиться. Они знают, как любить, веселиться и наслаждаться жизнью во всей ее полноте, работать и быть сильными и энергичными. Они просто нуждаются в пространстве, в котором все это можно осуществить. Разговаривайте со своими детьми, рассказывайте им о своих чувствах и переживаниях, говорите им чаще о том, как сильно вы их любите, дайте им возможность доверять вам, проявлять себя, учитесь у них самому главному – безусловной любви. Ведь, когда ребенок обнимает маму после работы, ему не важно, похвалил ее начальник или сделал выговор, ему не важно, какое на маме платье, что о ней думают другие. Правда?
Эти простые рекомендации – не единственное средство от бед и проблем, с которыми вы будете сталкиваться на пути воспитания ребенка. В некоторых случаях помощь специалиста будет необходима, но это верный шаг навстречу единственному человеку на земле, который называет вас «мама» или «папа» и любит, искренне любит!
Чего же вы ждете? Скорее бегите обнимать своих детей и говорить о том, что они самые лучшие на свете!
Что приводит ребенка в кабинет психолога? Все просто. Желание быть услышанным, возможность довериться, уверенность в том, что, несмотря на проступки и промахи, тебя уважают и понимают. Каждый раз, переступая порог моего кабинета, ребенок открывает мне свое сердце и делится своей болью, своими переживаниями и радостями в надежде, что я пойму его и помогу найти путь к решению проблемы, путь к себе.

Источник

Последние новости