Следующая новость
Предыдущая новость

Почему Уфе диктуют условия владельцы маршрутов?

Почему Уфе диктуют условия владельцы маршрутов?

У частников часто непонятное расписание, плата за проезд с потолка и смена маршрутов по желанию. Перевозчики подрезают, хамят в грязных «Газелях». Многие не тратятся на предрейсовый контроль, не платят налоги, используют криминальные методы в разборках.

В Уфе 116 автобусных маршрутов, из которых по 34 приходится на «Башавтотранс» и «Управление электротранспортом». На 84 маршрутах малой вместимости — нерегулируемая плата за проезд. Владеют ими пять человек.

После объявления «забастовки ПАЗиков» соцсети взорвались. Люди наконец-то поняли, чем грозит нахождение большого маршрутного пирога в руках частников. Это ведь не «Башавтотранс», на водителей которого можно пожаловаться за опоздание на десять минут и даже получить ответ. Водитель АТП не сократит и не изменит маршрут из-за малого пассажиропотока, не напьется за рулем. Его не выпустят в рейс без сна и отдыха, он не устроит забастовку, хотя в провинции работает по устаревшей тарифной сетке, то есть за 18-20 тысяч рублей.

Только недавно ее начали корректировать. Например, в Туймазинский АТП стали возвращаться ушедшие водители на видавшие виды ПАЗики. Восстановлен ранее убитый главный городской маршрут.

Рыночная категория «пассажиропоток» вошла в острый диссонанс с понятием «госгарантия транспортного обслуживания». Как это не прискорбно, она может сгинуть и никакой тарифный комитет и автотранспортные инспекции (по автобусам) не помогут. Потому что заставить гнать частника полупустой автобус в село по фиксированной плате никто не сможет. Пострадают самые социально незащищенные люди.

Профессионалы «Башавтотранса», про которых много лет пишу, с горечью сетуют, как этот ГУП погибает словно динозавр с вирусом в клетках.

Один из работников, вышедший на пенсию несколько лет назад, предложил сравнить цену на автопрокладку, которую установила выигравшая аукцион госзакупок фирма. Она стоила восемь тысяч рублей — обычная резинка.

— Теперь сравни цену на эту резинку у победителя аукциона и в розничной торговле, — посоветовал он мне. — Тебя ждет открытие. Тема для передачи «Человек и закон».

— Самая высокая — две тысячи рублей, — удивился я. — Но ведь аукционы проводятся для удешевления расходных деталей, которых требуются сотни.

— Все правильно. Если двигатель стоит миллион, его ведь не втюхаешь «Башавтотрансу» за два миллиона. Прокуратура вцепится. А мелкие детальки — это Эльдорадо! Сказать, почему такое происходит?

— Я знаю, но у меня доказательств нет...

«Башавтотранс еще можно спасти не только дотациями, но и ужесточением контроля за аукционами, наведением порядка на конкурентном рынке.

Первый шаг в этой сфере уже сделан. В Союзе автопредпринимателей, продававшем путевки, маршрутные карты любым «бомбилам», прошли обыски. Второй — реформирование, возможно, акционирование ГУП «Башавтотранс», чтобы никаких аукционов не было и в помине, чтобы эффективные собственники не переплачивали за детали в четверном размере, чтобы электронную карту «Башавтотранса» можно было пополнить быстро и без мучений (пока с этим неважно). И, как итог, пополнение парка автобусов и возвращение части уфимских маршрутов себе на основе конкуренции.

А «бомбил», потерявших рынок перевозок, ждут для участия в конкурсах на обслуживание маршрутов в глубинке. Деньги там небольшие, но жить можно. Только придется работать по-человечески, иначе вытряхнут. Владелец частного маршрута, например, в Туймазах, Октябрьском, Стерлитамаке или Шаране совсем не тот, что в Уфе, обычно он сам за рулем, подконтролен местным властям, люди его знают в лицо, и он дорожит репутацией.

Источник

Последние новости