Следующая новость
Предыдущая новость

По лезвию бритвы: российско-израильские отношения в условиях новых вызовов

05.04.2021 14:27
По лезвию бритвы: российско-израильские отношения в условиях новых вызовов

Продуктивные отношения России с Израилем остаются одной из главных опор ближневосточной архитектуры безопасности. Двум странам удается, несмотря на многочисленные разногласия, сотрудничать по проблемам, представляющим взаимный интерес. Однако это хрупкое равновесие в последнее время сталкивается с серьезными вызовами, которые связаны с внешнеполитическим курсом новой администрации США, а также внутренней политической нестабильностью в Израиле.

На протяжении двух последних десятилетий Россия и Израиль поддерживали, и даже дружеские отношения, взаимно избегая пересечения красных линий. Между израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху и российским президентом Владимиром Путиным сложились хорошие личные отношения и взаимопонимание. Россия и Израиль сумели избежать игры «с нулевой суммой», несмотря на растущую враждебность между Москвой и Вашингтоном, стратегическим союзником Израиля, и ее тесные отношения с главным противником Израиля, Ираном. Этого не произошло даже после того, как Москва вступила в коалицию с Тегераном в 2015 году, начав военную операцию в Сирии на стороне режима Башара аль-Асада в союзе с «Хезболлой». Тем не менее, углубляющиеся разногласия между администрацией Байдена и Кремлем, сохраняющаяся напряженность на Ближнем Востоке, а также внутренняя политическая нестабильность в Израиле угрожают тонкому балансу, выстроенному Москвой и Иерусалимом.

У России и Израиля есть пересекающиеся интересы, которые сближают две страны. С российской стороны отношения всегда опирались на личную симпатию президента Путина к Израилю и еврейскому народу, а также на способность России таким образом разделять свои внешние связи, чтобы поддерживать диалог с различными странами, несмотря на разногласия по тем или иным политическим вопросам. С израильской стороны на протяжении последнего десятилетия связи с Россией основывались на признании израильским стратегическим сообществом того факта, что в конфликте с ХАМАС, «Хезболлой», Ираном и Сирией Россия превратилась в доминирующую силу, обладающую уникальной способностью эскалации или деэскалации конфликтов. Кроме того, в Израиле проживает большая русскоязычная община евреев из стран бывшего Советского Союза, которая может способствовать культурному диалогу. Итак, еще до октября 2015 года, когда Россия начала военную операцию в Сирии, но еще более активно после этого Израиль работал над поддержанием хороших отношений с Россией, одновременно продолжая так называемую «кампанию между войнами» против подрывной деятельности Ирана.

Реакция Израиля на аннексию Крыма в 2014 году — один из наиболее ярких примеров его дифференцированного подхода, в основе которого лежит стремление избежать конфликта с Москвой, не подвергая при этом угрозе жизненно важные союзнические отношения Иерусалима с Вашингтоном. Именно поэтому Израиль, например, пытается избегать высказываний по поводу сомнительной внешней политики Кремля. Тем не менее, как отмечается в докладе института Кеннана за 2019 год, Иерусалим «с пониманием относится к обеспокоенности Вашингтона по поводу вредоносной деятельности России и ограничивает масштаб своих контактов с Москвой в сфере безопасности».

И все же способность Израиля поддерживать теплые отношения с Россией не отменяет напряженности и противоречий, которые делают двусторонние связи уязвимыми перед внешними факторами. Во-первых, главными союзниками России на Ближнем Востоке оказались заклятые враги Израиля – Иран, «Хезболла» и Асад, что само по себе создает напряженный фон для российско-израильских отношений. Во-вторых, несмотря на договоренности о предотвращении непреднамеренных конфликтов между вооруженными силами двух стран, достигнутые вскоре после вступления России в военную кампанию в Сирии, определенные трения и разногласия всегда оставались неизбежными. Так, между ними вспыхнул конфликт после того, как в сентябре 2018 года российский разведывательный самолет был по ошибке сбит сирийскими силами противовоздушной обороны в тот момент, когда в небе над Сирией действовали израильские истребители. Россия обвинила Израиль в «создании опасной ситуации», возложив на него ответственность за случившееся. Израиль принес извинения, но, как сообщается, продолжает наносить удары по иранским объектам в Сирии, несмотря на явное неодобрение России.

Этот и без того сложный и чувствительный баланс интересов может еще более осложниться из-за нового, более жесткого курса администрации Байдена в отношении России. Способность Израиля выстраивать конструктивные отношения с Россией, несмотря на их разногласия, ограничена, поскольку эти отношения не должны повредить стратегическому союзу с Соединенными Штатами, который имеет особую важность для международного статуса и национальной безопасности Израиля. Это было относительно несложно при администрации Трампа, которая сочувствовала правительству Нетаньяху и не столь критично относилась к Кремлю. Дональд Трамп неоднократно отмечал по различным поводам, что хотел бы иметь рабочие отношения с Путиным. Теперь, при администрации Байдена, эта задача становится сложнее, поскольку борьба с российским авторитаризмом и вредоносной деятельностью объявлена одним из приоритетов внешней политики Соединенных Штатов.

Нестабильность внутренней обстановки в Израиле также может создать помехи для российско-израильских отношений. В ходе последних выборов, четвертых за два года, Нетаньяху не сумел набрать достаточно голосов для создания стабильной коалиции, а это означает, что он либо будет отстранен от должности премьера, либо, если он останется, его политика станет более хаотичной. В любом случае в ближайшее время следует ожидать новых выборов. В случае реализации первого сценария, если коалиция противников Нетаньяху сможет сформировать правительство, им придется выстраивать новые отношения с Путиным, а это будет непросто, учитывая ужесточение позиции администрации Байдена в отношении России и нервозность Кремля на фоне опасений, связанных с ростом русофобии и конфронтации с Западом.

Если Нетаньяху все же останется премьер-министром, у него будет правительство меньшинства или ненадежная коалиция. При таком сценарии он, скорее всего, сумеет сохранить свои отношения с Путиным, несмотря на ужесточение условий. Однако это будет связано с риском одновременно вызвать гнев у администрации Байдена и позволить Кремлю воспользоваться слабостью Израиля, как это произошло во время визита Путина в Иерусалим в январе 2020 года, когда российский президент использовал мероприятие, посвященное 75-й годовщине освобождения Освенцима, для пропаганды российского нарратива о Второй мировой войне.

Итак, на фоне все более напористой внешней политики администрации Байдена и внутренней политической нестабильности Израиля хрупкий баланс российско-израильских отношений остается напряженным и уязвимым. Эта напряженность может еще больше усилиться в случае вспышки боевых действий на Ближнем Востоке, где Москва демонстрирует решительность. Израиль и Россия могут оказаться по разные стороны региональных конфликтов, что выявит пределы их способности поддерживать дружественные отношения.

Источник

Последние новости