Следующая новость
Предыдущая новость

Описание о народе остяцкомот Григория Новицкого

Описание о народе остяцкомот Григория Новицкого

Тот, кто читал роман Алексея Иванова «Тобол», наверняка помнит одного из главных героев повествования – казака и миссионера Григория Новицкого, влюбившегося в строптивую остячку Айкони. В российской истории Григорий Новицкий – персонаж реальный. Кстати сказать, его потомок Иван Новицкий – депутат нынешней Мосгордумы.

Малороссийский казачий полковник был женат на родной сестре жены Орлика, секретаря Мазепы, и, таким образом, через родственные связи был вовлечен в заговор. За участие в выступлении Мазепы запорожец волею Петра I был сослан в Сибирь. Один из образованнейших людей своего времени, он с 1712 года жил в Тобольске. Новицкому покровительствовали губернатор Сибири Матвей Гагарин и митрополит Филофей (Лещинский), с которым запорожец совершал миссионерские поездки по средней и нижней Оби к остякам и вогулам.

Суровость таежного бытия потрясла миссионера, и он в 1715 году написал книгу «Краткое описание о народе остяцком». Как говорят ученые, это был первый этнографический труд в России о Сибири. В этой работе – бесценные свидетельства об укладе остяков и вогулов.

Укрываясь «от евангельской благодати»
Новицкий утверждал, что ханты переселились на Обь из Пермской земли, укрываясь от «евангельской благодати Божией», распространяемой пермским епископом Стефаном. Сами себя, пишет Новицкий, остяки называют «кондия», «хондия», а страну свою – «Хойдымых».
Казачий полковник впервые описал обычай, свойственный местному населению, когда новорожденным сами родители не давали имени, а просили об этом проезжих, чаще русских. Этим объясняется, по мнению Новицкого, большое количество русских имен среди остяков. Если же долго не предоставляется такого случая, остяки сами «нарекают» своего ребенка. «Тогда что первое узрить изшедши из дому: птицы, звери или что-нибудь, тем именем родившееся нарицает», – подмечает Новицкий.
Он подробно описывает обряды, сопровождающие рождение ребенка у обских угров. Женщина, как пишет запорожец, не должна находиться в общей юрте во время родов. Она удаляется в особое, специально для этой цели построенное помещение и только спустя три недели после родов, предварительно «очистив» себя «перескакиванием» через костер, может снова явиться в общее жилище.
Жилища остяков, пишет Новицкий, разбросаны по одной – две юрты. Зимние строятся в лесах, летние, покрытые берестою, – ближе к берегам рек. Пожитки у остяков невелики: «сосуды берестяны; главнейшая же и нужнейшая – сети, стрелы, лук, лодка; не у всякаго же топор».
В своих заметках Новицкий сообщает, что основное занятие у остяков – это оленеводство, охота и рыбная ловля. Олени наряду с собаками являются единственным средством передвижения на суше. Остяки «земледелия не имеют», так как земля, по словам Новицкого, «плодов никаких не преизносит». За неимением конопли женщины употребляют крапиву для выделки холста. Кроме крапивного холста для изготовления одежды используют рыбью кожу, главным образом налима, а также осетра и стерляди. Для зимнего времени наиболее богатые шьют одежду из оленьих шкур, но «нищета же и скудость не всякому такой свободно попущаеть имети одежды», и бедняки в лютые морозы ходят в налимьей одежде.
При этом бедняки добывали «все богатства – соболя, лисицу, белку, горностая», но все это шло в царскую казну в виде ясака.
«Вес скуден, една кожа, под кожею кости». – Так выглядит местный бедняк в описании Новицкого. Если бедняк задолжал богатею «и не имеет чем отдать долг – он дажо чад и жен своих продаваху заимодавцем своим в работу».

Крестить «от мала до велика»
В книге Новицкий описал процесс крещения остяков и вогулов. Как известно, в 1706 году Петром I был издан указ, согласно которому церковные власти должны были заняться массовым крещением северного населения – язычников.
Тем же годом Петр I повелел митрополиту Филофею «ехать к остякам и вогуличам с проповедью евангельскою» и всех их «от мала до велика крестить», а их «все кумиры и кумирницы, где только будут найдены, сожигать и истреблять, и на их местах строить церкви, часовни и ставить иконы». За переход в православие обещалось «сложить все прежних годов недоимки и выдавать из казны кафтаны, рубашки и хлеб».
Первая экспедиция 1707 года к березовским остякам не дала результатов: немногие из остяков согласились креститься, и миссионеров принимали с ожесточением. В 1710 году Петр I направляет сибирскому митрополиту новую грамоту с требованием: «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить». Вместо них митрополит должен был «часовни строить и святые иконы поставляти».
Летом 1712 года Филофей отправился в южные районы Березовского края, в Кодское княжество. Именно в эту поездку он взял с собой Григория Новицкого. Кроме гребцов с ними были толмачи (переводчики), а также дюжина казаков для охраны. Местным властям было предписано содействовать миссии митрополита и «собирать инородцев в приречные места».
Мансийский поэт и писатель Юван Шесталов в повести «Тайна Сорни-най» так напишет об этих событиях:
«В 1712 году Новицкий был послан на реку Конду следить за тем, чтобы обращенные в христианство местные жители – манси – не поклонялись старым богам. Новицкий передал нам вполне независимые от других авторов сведения о том, что где-то на Конде до сих пор служители в красных одеждах тщательно прячут от всех свою главную святыню – «Золотую бабу», которая кричит «как дитя».
Золотая баба стала серьезным препятствием на пути церкви – аборигены считали идол одной из основных святынь, о котором слагали легенды и мифы. С появлением на севере миссионеров Золотая баба, как сообщается в разных источниках, начала свое путешествие на восток: шаманы забирали ее после того, как их родные племена становились православными, и передавали туда, где еще чтили прежних богов.
Григорий Новицкий много лет пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь знания об идоле и тайном святилище, в котором хранилась Золотая баба. Девять лет скитался он по Конде в поисках идола.
После 1721 года, когда вместо Филофея Лещинского на пост митрополита Тобольского и Сибирского был назначен Антоний Стаховский, Новицкий получил должность надзирателя за исполнением христианских обычаев новокрещеными ханты Кондинской волости. В этой должности Новицкий и был убит. Вместе с ним погиб и священник Сентяшев.
Возможно, они оказались близко от места, где хранилось божество, и их убили люди, оберегавшие святыню. Есть и другая версия: Новицкого убили, когда он вез в Тобольск дары местных богов. «Стражники Золотой бабы завели их в самые топкие места. Все погибли в болоте, и обоз с драгоценностями исчез в трясине», – говорится в одной из легенд.
Как на самом деле погиб казак Новицкий, никто не знает. Только с полной достоверностью можно сказать: дело миссионеров было продолжено. За довольно короткий срок были возведены: Успенская церковь в Казымском городке, Богоявленская – в Ляпинском, и Христорождественская – в Сосьвинском и Кушеватском городках. А легенда о Золотой бабе продолжает жить в этнографических исследованиях, исторических очерках, литературных произведениях, экскурсионных маршрутах и на экранах кинотеатров.

Источник

Последние новости