У Китая и России имеется одна общая черта. У них больше соседей, чем у какой-либо другой страны на планете. Поверхностный взгляд на карту позволяет сделать вывод, что Китай граничит с тринадцатью странами, а Россия – с двенадцатью. Этот показатель может свидетельствовать о больших возможностях, а также о больших рисках. В случае с Китаем и Россией имеет место и то и другое.
В последние десятилетия Китаю удалось укрепить отношения с рядом стран «ближнего зарубежья». Камбоджа и Лаос превратились в страны-клиенты Пекина, причем не из-за особой политической или идеологической близости, а из-за вражды и страха по отношению к Вьетнаму. Благодаря инвестициям в инфраструктуру, Китай добился больших успехов в Мьянме. Укрепились его позиции и в Пакистане, в основном благодаря крупным инвестициям в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК). Кроме того, обе страны сближает враждебность в отношении Индии. Что касается отношений с Северной Кореей, они тоже скорее дружественные, но несколько более сложные. Крах режима в Пхеньяне может спровоцировать поток беженцев в Китай и воссоединение Кореи, что будет означать появление союзника США у восточной границы Китая. Безусловно, такая перспектива вызывает отвращение у китайских лидеров.
Отношения Китая с другими соседями отнюдь не назовешь нежными. С Вьетнамом его связывает более тысячи лет вражды, и она никуда не исчезла до сих пор. В 1979 году между ними возникла приграничная война, которая продлилась всего несколько недель. А совсем недавно они столкнулись по поводу обоюдных претензий на морскую юрисдикцию в Южно-Китайском море. Китай активно противится попыткам Китая разведывать месторождения нефти и газа на шельфе.
Отношения Китая с Индией в последнее время также резко ухудшились. Обострились пограничные споры, начало которых датируется 1962 годом, когда две страны вступили в короткую войну, завершившуюся позорным поражением индийской армии. Китай с тех пор сохранил контроль над частью индийской территории, и пятьдесят лет попыток урегулирования так и не привели к сколько-нибудь существенному успеху.
Китай также граничит с Монголией и Центрально-азиатскими республиками, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Все эти страны ценят свои торговые и инвестиционные связи с Китаем, но явно опасаются роста китайского влияния на своей территории.
Наконец, нельзя не сказать об отношениях между Китаем и Россией. Это поистине сложная и многогранная тема. Вековая тревога по поводу «желтых орд», скопившихся на востоке, во второй половине двадцатого столетия усугубилась сближением между Китаем и Соединенными Штатами. Оно было вполне обоснованно воспринято Кремлем как шаг, направленный против Советского Союза. Напряженность и военные столкновения на границе были во второй половине двадцатого века обычным явлением. Однако, в последнее время две страны нашли целый ряд сфер, где они могут сотрудничать. Прежде всего, Москва и Пекин считают необходимым противостоять влиянию Соединенных Штатов на глобальном уровне. Кроме того, они видят целесообразность в совместных усилиях по противодействию распространения исламского экстремизма в Центральной Азии. Наконец, Китай стал главным импортером российской военной техники и энергоресурсов. И все же, обе страны с подозрениям относятся к великодержавным амбициям друг друга, на публичном уровне оставаясь приверженными идее многополярного мира.
Отношения России с другими соседями не менее сложны. Москва так и не примирилась до конца с независимостью трех стран Балтии, которые прежде были частью Советского Союза. Она всегда стремилась ослабить их, используя наличие многочисленных русскоязычных меньшинств. Считается, что по крайней мере против одной из этих стран Россия предприняла кибератаку. Ситуация стала еще более напряженной, когда Эстония, Латвия и Литва вступили в НАТО, тем самым приблизив западный военный альянс к самым границам России.
В то же время, у Москвы очень тесные и дружественные отношения с нынешними властями Беларуси. Положение президента страны Александр Лукашенко почти полностью зависит от российской политической и экономической поддержки, особенно перед лицом широко распространенного народного недовольства и демонстраций протеста. Если оппозиции удастся свергнуть его режим, отношения с Россией могут сильно испортиться.
А вот отношения с Украиной, по мнению многих наблюдателей, уже не могут стать хуже, чем сейчас. Вмешательство России в украинский кризис и аннексия Крыма в 2014 году поставили две страны на грань военной конфронтации. Политическая и военная поддержка сепаратистских сил на Донбассе закрепила враждебные отношения между двумя бывшими «братскими» республиками. В настоящее время между ними продолжается вялотекущий конфликт, который уже привел к гибели тысяч украинцев. Попытки Европейского Союза во главе с Германией положить конец конфликту не увенчались успехом, и Россия, похоже, не намерена отказываться от своей интервенционистской политики в отношении Украины.
Во многом вышесказанное справедливо и в отношении российско-грузинских связей. Военная интервенция России в Грузию в 2008 году привела к поражению последней и оставила после себя ряд нерешенных пограничных вопросов. Грузия считает, что Россия оккупирует часть ее суверенной территории, в то время как Москва обвиняет Тбилиси в дискриминации русского этнического меньшинства. Отношения между двумя странами остаются глубоко враждебными уже более десяти лет.
Отношения между Россией и гораздо более крупными соседями представляют собой намного менее бурную картину. В случае с богатым нефтяными и газовыми ресурсами Казахстаном речь идет, по сути, о дружественных связях. То же в основном касается и Монголии. Впрочем, и Нурсултан и Улан-Батор по-прежнему внимательно следят за ирредентистскими настроениями в российской политике. Повторная инкорпорация Казахстана, который некогда был частью Советского Союза, а также восстановление былого советского влияния в Монголии входят в число мечтаний многих русских имперских националистов. Впрочем, в обоих случаях Россия вынуждена сталкиваться с растущим влиянием Китая, который является важным источником инвестиций для этих двух стран.
Приведенный выше поверхностный анализ позволяет заключить, что среди соседей Китая и России мало настоящих друзей и много противников. Но еще более важно, что то же самое можно сказать и об их положении на глобальном уровне. Это обстоятельство будет и впредь сдерживать великодержавные амбиции двух стран. Единственной реальной мировой сверхдержавой являются Соединенные Штаты, которые могут положиться на обширную сеть друзей, союзников и партнеров в Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии.
Читайте также
Последние новости