Следующая новость
Предыдущая новость

Латвия стала жертвой противостояния Востока и Запада

08.12.2020 13:57
Латвия стала жертвой противостояния Востока и Запада

Внешняя политика Латвии на протяжении нескольких десятилетий представляет собой удивительный случай политики сохранения баланса между экономической целесообразностью и политическим положением. Латвии, которая является членом ЕС и НАТО, удавалось выполнять перед ними свои обязательства, и одновременно Рига поддерживала плодотворные отношения с соседними странами – Россией и Белоруссией – в экономической сфере. И это несмотря на то, что Европейский союз и НАТО обе эти страны рассматривают как противников, а не друзей.

Но охлаждение отношений ЕС и НАТО с Россией сделали подобный баланс невозможным и вынудили Латвию принимать такие политические решения, которые нанесли тотальный ущерб её экономике. Таким образом, Латвия постепенно превратилась в жертву противостояния Востока и Запада.

Всего лишь одно из негативных последствий этой конфронтации – серьёзное сокращение грузоперевозок. Объём грузов из России резко упал. Решение России строить собственные порты и перенаправить грузопоток на них стал прямым следствием экономических санкций, введённых ЕС против России.

В октябре самое большое сокращение в портах Латвии коснулось поставок угля на главные угольные терминалы на острове Русском в Риге. Из запланированных в среднем 118 вагонов в день поступало только 39.

Более того, в октябре Россия не согласовала 94% запрошенного объёма угольных поставок – потребители хотели получить более 4800 вагонов угля в портах Латвии, а получили всего 279. В ноябре 100% запрошенного объёма не было согласовано, что означает полное прекращение поставок угля. И очевидно, что через Латвию будет транспортироваться всё меньше и меньше грузов, а возможно, и совсем не будет, из-за деструктивной внешней политики в том, что касается отношений с Россией.

С одной стороны, латвийские власти понимают, что стране нужны российские грузы. Министр транспорта Латвии Талис Линкайтс отмечает: «Латвийскому государству необходимо обеспечить функционирование сети латвийских железных дорог. И мы заинтересованы в каждой тонне груза, который может пройти через Латвию или в Латвию». С другой стороны, во время ежегодной Рижской конференции, состоявшейся в ноябре, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнули, что Россия по-прежнему остается угрозой. «Россия остается большой важной проблемой», — сказал Кариньш. Латвия, как и другие страны Балтии, разместила на своей территории войска НАТО, тем самым поставив под угрозу добрососедские отношения с Россией и безопасность в регионе в целом. Россия также приняла меры по наращиванию своего военного потенциала.

Бывший президент Латвии Валдис Затлерс говорит: «Мольбы не помогут. Это российская политика». Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс признался: «Я иногда не понимаю, что у нас происходит в Латвии, то есть нам иногда сложно ехать прямо по дороге – соблюдать соразмерность, быть принципиальными в вопросах принципиальных, быть практичными, а не сваливаться то и дело то в один, то в другой кювет».

Итак, Латвия лавирует между политикой и желанием не потерять важного партнера. Россия, в свою очередь, не скрывает своих намерений и не собирается ей подыгрывать. Если политические взгляды Латвии мешают ей развивать плодотворное партнерство с соседними государствами, это выбор Латвии. Экономика Латвии сегодня заложница ее внешней политики. Неспособность Латвии сотрудничать с Россией рисует мрачные экономические перспективы, если Россия перестанет рассматривать этот регион как территорию, имеющую особое экономическое значение. В последние годы Москва уже давала понять, что считает выигрыш в борьбе за регион слишком незначительным, чтобы в неё ввязываться. Ситуация напоминает старинную латинскую пословицу: «Тот, кто пытается усидеть между двух стульев, свалится на землю». Латвия почти свалилась.

Источник

Последние новости