Следующая новость
Предыдущая новость

Кому принадлежат ресурсы Арктики?

20.11.2017 12:05
Кому принадлежат ресурсы Арктики?

В 1969 году ледокольный танкер с символическим баррелем нефти на борту отправился из Прадхо-Бей на Аляске в Атлантический океан по Северо-Западному проходу, и это событие породило споры между США и Канадой о том, кому «принадлежат» воды. Относится ли эти водные территории к Канаде, или они нетерриториальные? Так начались споры, предметом которых стал не морской путь как таковой, а те ресурсы, которые можно обнаружить на дне. Внезапно национальные интересы оказались под угрозой.

Подпись к изображению: В 2007 году Россия установила флаг из титанового сплава на дне океана в районе Северного полюса. По словам руководителя экспедиции, главной целью мероприятия было напомнить миру, что Россия – великая арктическая и научная держава

Подобные дебаты разгорелись в ООН в 2007 году, когда две мини-субмарины установили на дне в районе Северного полюса флаг России из титанового сплава. Флаг был установлен вблизи хребта Ломоносова, который, как утверждает Москва, является частью континентального шельфа. Россия посчитала, что границы исключительной экономической зоны шириной в 370 километров должны быть расширены, и присоединила к своим владениям новые территории вместе с природными ресурсами. Дания и Канада тут же выступили с ответом. Датчане заявили, что хребет – это продолжение Гренландии, а канадцы сослались на свою геологическую историю. Проводились исследования, формулировались выводы, были запрошены карты и документы, и комиссия ООН из 21 участника приняла вопрос на рассмотрение.

В 2014 году Дания объявила о притязаниях на территорию в 895 000 квадратных километров в районе хребта Ломоносова, в качестве доказательств предоставив данные о геологических изменениях палеозойской эры и палеоценовой и эоценовой эпох, которые произошли тысячи лет назад. Предполагалось, что этого будет достаточно, чтобы не позволить России претендовать хотя бы на часть огромных территорий. Планировалось провести переговоры и, возможно, разделить ресурсы. Как бы то ни было, в августе 2017 года Россия объявила, что на следующем заседании Комиссии ООН по границам континентального шельфа она представит обновлённое предложение, так как состав Комиссии изменился, и на вновь назначенных членов Комиссии могут подействовать доводы, подобранные с большей тщательностью. Издание The Daily Telegraph приводит слова министра природных ресурсов и экологии РФ о том, что Россия намерена добиться признания своих эксклюзивных экономических прав на территорию приблизительно в 1,2 миллиона квадратных километров, которая богата 5 миллиардами тонн неосвоенной нефти и газа. По данным The Daily Telegraph, Путин считает, что Арктика представляет для России особый интерес, и страна увеличила военное присутствие на севере, чтобы защитить свои права. Российское правительство в период с 2015 по 2020 годы планирует потратить приблизительно 3,7 миллиона долларов на развитие Арктики. Тем временем в Арктическом совете продолжается миролюбивое обсуждение, словно эти противоречия не свидетельствуют о возможном геополитическом конфликте, который способен разрушить Совет. Остаётся лишь следить за развитием событий.

Иногда национальные амбиции могут быть абсурдны. К примеру, в 2015 году на форуме Arcitc Circle о правах на арктические ресурсы заявила Бразилия. Когда представителей Бразилии попросили рассказать о законах или логике, которыми они руководствовались, начиная дискуссию, они сообщили, что рыба из бразильских вод мигрирует в Арктику и возвращается обратно, и претензии построены на этой связи. Вероятно, аргументы в виде бразильской рыбы или геологических изменений, которые произошли миллиарды лет назад, друг друга стоят, но что, если рыба арктическая? Может ли Арктика на этом основании претендовать на ресурсы Бразилии – нефть, газ, полезные ископаемые и рыбу? Скорее всего, этот вопрос останется без ответа.

Китай также не остаётся в стороне. На прошлый форум Arctic Circle в Исландии представители Китая прибыли в полной готовности. Они выступили с политическими заявлениями, презентовали новую исследовательскую инициативу и агрессивную программу по постройке ледоколов. Многие моменты указывали на то, что Китай намерен участвовать в происходящем в Арктике, и не важно, есть ли у него территориальные претензии. Эта энергичность и объёмы инвестиций пугают, особенно на фоне малого уровня вовлечённости других стран и связанных с этим финансовых проблем. Это заметно в США, где сокращается количество денег, выделяемых на научные исследования, изучение окружающей среды и другую «арктическую деятельность». Удивительно наблюдать за тем, как присутствие Китая и отсутствие Америки изменило все аспекты арктических обсуждений.

Оценив количество времени, энергии, навыков и средств, которые используются в этом процессе, необходимо понять, каковы истинные интересы участников дебатов. Проявляется несоответствие инвестиций, и выясняется, что в действительности игроки намерены расширить или не потерять уже имеющийся доступ к своей части богатств, на случай если от благих намерений не будет толка, и Арктика превратится в территорию, которая не контролируется ни одной страной и международной организацией, где теряют силу общие интересы, а суд и закон не может её защитить.

Источник

Последние новости