Евросоюз вскоре объявит о том, будут ли расширены антироссийские экономические санкции. Ограничения были впервые введены в марте 2014 года после присоединения Крыма, спустя несколько месяцев они были расширены в связи с дестабилизацией Восточной Украины и гибелью Boeing 777 в Донецкой области. Санкции свидетельствуют о том, что сегодня отношения Евросоюза и России максимально ухудшились со времён окончания холодной войны.
Но так было не всегда. На границе тысячелетий Россия считала себя частью Европы. Москва стремилась к более тесному сотрудничеству с Евросоюзом, однако в течение последних 18 лет Кремль постепенно отвернулся от Запада и сегодня относится к Евросоюзу как к врагу в новой холодной войне. Это произошло в три этапа.
Первый президент России Борис Ельцин желал сотрудничать с Евросоюзом, и российская политическая элита его в этом поддерживала. Став президентом в 2000 году, Владимир Путин изначально разделял точку зрения Ельцина.
В принятой в 2000 году Концепции внешней политики РФ указано, что Евросоюз имеет ключевое значение для Москвы и считается одним из главнейших политических и экономических партнёров. В то время в Кремле полагали, что США и НАТО представляют наиболее опасную угрозу для российских национальных интересов и мешают стране добиться долгосрочной внешнеполитической цели – вновь стать сверхдержавой. В свою очередь, к Евросоюзу как к представителю Запада Россия относилась спокойно.
Впрочем, после вторжения Запада в Ирак под предводительством США в 2003 году Путин начал говорить о том, что Россия должна стать сильной, чтобы развиваться в мире, пережившем холодную войну. Россия следила за тем, чтобы внешняя политика соседей соответствовала стремлениям Москвы, а не Евросоюза. Когда в 2004 году три государства Балтии и несколько стран Варшавского договора вошли в состав Евросоюза, Москва обвинила Брюссель в создании «новых разделительных линий и стен».
После этого Россия начала воспринимать Евросоюз как экспансионистскую силу, которая посягает на суверенитет и внешнеполитические цели Москвы. Кремль пришёл к выводу о том, что Евросоюз участвовал в организации «цветных революций» в Грузии в 2003 году, в Украине в 2004 году и в Кыргызстане в 2005 году, после которых каждая из стран отдалилась от России и укрепила отношения с Евросоюзом.
С середины второго президентского срока Путина Кремль стал одинаково относиться к Евросоюзу, США и НАТО. Эта троица, по мнению Москвы, стремилась подорвать суверенитет России, проводя политику и устанавливая нормы и ценности, которые противоречат российским.
В то же время, Путин утверждал, что сформировавшаяся после холодной войны система несовершенна. Во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году президент России критиковал «однополярный» мир. Путин упоминал о том, что правовая система США «перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере – и навязывается другим государствам». В связи с этим Россия намерена проводить «независимую внешнюю политику».
Это изменение учтено в Концепции внешней политики РФ от 2008 года. Евросоюз стал лишь «одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнёров» России.
Вскоре смещение в сторону Евразии ярко проявилось. После войны в Южной Осетии в 2008 году Евросоюз в сентябре того же года приостановил переговоры по базовому соглашению о сотрудничестве и партнёрстве РФ – ЕС. В мае 2009 года Евросоюз запустил программу Восточное партнёрство, ориентированную на укрепление экономических и политических отношений с шестью бывшими республиками СССР – со странами Восточной Европы и Южного Кавказа. Президент России с 2008 по 2012 годы Дмитрий Медведев предположил, что страны, которые настроены против России (государства Балтии и Центральной Европы), будут способствовать противостоянию Брюсселя и Москвы.
В январе 2010 года Россия, Беларусь и Казахстан организовали Таможенный союз Евразийского экономического союза, и Евросоюз перестал быть частью главного интеграционного проекта России. Таможенный союз ЕАЭС ориентирован на бывшие республики СССР, и ведущую роль в этой организации играет Москва. Создание задуманного в качестве противовеса Евросоюзу Таможенного союза ЕАЭС говорит о стремлении России объединить бывшие республики СССР под своим началом и укрепить региональное и глобальное влияние.
Избранию Владимира Путина президентом в 2012 году предшествовали протесты в Москве в конце предыдущего года, связанные с выборами в Государственную думу. В Кремле посчитали, что протесты организованы странами Запада (среди которых и Евросоюз) с целью провести в России смену режима.
Россия начала пресекать влияние Запада и стала позиционировать себя в качестве защитницы традиционных ценностей. Москва раскритиковала Евросоюз за продвижение Западных ценностей (наподобие поддержки ЛГБТ) в качестве мирового стандарта и выступила против применения этого стандарта в отношении России.
В Москве полагают, что Евросоюз оказал поддержку Революции достоинства в Украине, в ходе которой Виктор Янукович был отстранён от власти. После присоединения Крыма в 2014 году Россия заявила о необходимости защищать свой суверенитет.
Очередная Концепция внешней политики РФ была представлена в 2016 году. В тексте документа основное внимание уделяется не Евросоюзу, а «интеграционным процессам Евразии». Речь идёт о Евразийском экономическом союзе, который был создан в январе 2015 года и стал преемником Таможенного союза ЕАЭС. Предполагается, что ЕАЭС объединит бывшие республики СССР в рамках одной экономической организации. Сегодня в ЕАЭС помимо России входят четыре страны: Беларусь, Кахастан, Армения и Кыргызстан.
Отношения Евросоюза и России (как и в целом отношения Москвы и Запада) в последние два года значительно ухудшились, в особенности в связи с отравлением бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля в марте 2018 года.
Но подобная тенденция прослеживалась на протяжении 18 лет, и Россия, которая прежде желала сотрудничать с Евросоюзом, начала воспринимать противостояние с Брюсселем как нечто неизбежное.
Читайте также
Последние новости