Следующая новость
Предыдущая новость

Когда река жила...

Когда река жила...

История Сургутского речного порта уникальна уже тем, что город, построенный в бассейне Оби, долгое время не имел даже своей пристани. Лишь в 1880 году был построен небольшой пирс на Белом Яру в протоке Бардыковки. Там для пароходов, следовавших от Тюмени до Барнаула, заготавливали дрова. Те в свою очередь в качестве бартера везли в Сургут различные товары с «большой земли». Жизнь текла размеренно, люди занимались традиционным промыслом. Возможно, так и остался бы Сургут маленьким сибирским городком, если бы не геологи-первопроходцы, высадившиеся здесь большим десантом во главе с Фарманом Салмановым в конце 1950 годов.

Мощный спурт
Они буквально взорвали сельскую тишь да благодать, а после того, как забили первые фонтаны нефти, в Сургут со всех уголков Советского Союза хлынул огромный людской поток. А поскольку добраться в таежный край можно было только по реке или зимнику, для властей стало очевидным, что речной порт нужен Сургуту как воздух.
Вопрос о его организации был решен в 1964 году приказом Минречфлота РСФСР. Появление порта решало насущные вопросы края, а именно обеспечение значительной части грузопотоков в бассейнах Оби и Иртыша, не говоря уже о небольших протоках и речушках. Водный транспорт на многие десятилетия стал практически единственным, обеспечивающим регион всем необходимым: от продуктов питания до мощной спецтехники и оборудования. Река жила, трудилась и несла на своих водах тысячи больших и малых судов вплоть до самого Карского моря. Открытие речпорта состоялось спустя год, а работали тогда здесь в основном крановщики.
Когда предприятие заработало в полную силу, на его базе открыли курсы подготовки крановщиков, мотористов-рулевых и капитанов малых речных судов. Это позволило решить предприятию кадровую нехватку специалистов-речников, которых ранее приходилось привлекать аж из Горького, Омска и Перми. А для молодых людей открылась уникальная возможность получить профессию, что называется, без отрыва от производства. Данный метод в те годы применялся довольно широко, дав путевку в профессию для многих юношей и девушек. Именно в сургутском речном порту сотни молодых людей, приехавших на большую стройку, обрели специальность. А вместе с ней и вторую родину.
- Многие так и остались здесь на всю жизнь. К примеру, Виктор Заботин, Андрей Глухов, Шамиль Яруллин, Петр Сорокин, Илья Антипин, Иван и Григорий Толковы, - вспоминает ветеран речпорта Александр Тюрин. – А в году примерно 1969-м, когда понадобились эксплуатационники, механики, специалисты водного транспорта и гидрологи, в Сургут приехала большая группа высокообразованных профессионалов. В их числе был Владимир Сазонтов, он и стоял у самых истоков строительства ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ). В 1970 году в Сургутском речном порту после окончания Ленинградского института водного транспорта начинал работать механиком Дмитрий Макущенко. Но очень быстро пошел по партийной линии, работал в горкоме комсомола, потом – в горкоме партии, а в Новой России стал главой Сургутского района.

Редкая профессия - выморозщики
Сам Александр Тюрин в те годы работал в Сургутском речпорту диспетчером. Работа эта - сложная и ответственная. Диспетчер контролировал работу порта, следил за тем, чтобы суда четко выполняли графики перевозки груза и пассажиров. В том числе Тюрин был обязан своевременно предупреждать командный состав судов об экстремальных погодных условиях и, в случае чего, принимать необходимые меры по обеспечению безаварийной работы. Учитывая, что Сургут в те годы был одной огромной строительной площадкой, речной порт очень скоро стал крупнейшим транспортным узлом округа. Уже к середине 1970 годов через порт проходили миллионы тонн различных грузов. В иные дни у стенки причала под погрузку - выгрузку стояло от 30 до 40 крупных речных судов одновременно!
В 1973 году на предприятии начались работы по забивке свай под судоподъемное сооружение СЛИП Г-150. Как и многие морские термины, СЛИП происходит от английского слова «slip», что переводится как «скольжение». По сути, это наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду или подъема из воды. Его строительство завершилось в 1978 году. К началу 1980 годов на судоподъемник ставили для ремонта одновременно с десяток крупных речных судов.
- А раньше, чтобы отремонтировать судно, нужно было осуществить выморозку. К примеру, надо на борту теплохода залатать пробоину ниже ватерлинии или в киле. Как добраться, если нет слипа? Судно ставили в затон, вымораживали в лед. Были в речпорту и такие специалисты по выморозке. Примерно через каждые два дня они снимали слой за слоем льда, пока не образовывалась траншея и не открывалось место повреждения судна. Работа почти ювелирная, ведь лед выморозщики кололи специальным ломом, и в любой момент можно было повредить борт. А его тоже надо было очистить ото льда, подготовить площадку для судоремонтников.

Сели на мель
- Сегодня мало кто помнит, что когда-то в Сургуте барражировал ледокол. Каждую весну корабль помогал Оби освободиться от ледового плена. В принципе, это считалось стандартной практикой, – рассказывает Александр Николаевич. – По Оби в районе Сургута ходили мощные ледоколы, разбивали лед в Саниной протоке, чтобы он не шел на город такой огромной массой, как это нынче произошло. Это была обычная практика, причем на всех больших реках Советского Союза. У нас в речпорту на стоянку на зиму всегда оставляли один ледокол, он обычно пришвартовывался на затоне. И весной, когда еще лед стоял, он уже выходил к стенке речпорта и раскалывал его. А мы сразу же с Черной речки выводили баржи и ставили под погрузку. Таким образом, используя ледокол, мы ускоряли начало навигации на Оби.
Сегодня трудно поверить, но было время, когда в порту в круглосуточном режиме трудились 1500 человек. И портовый шум был привычным рефреном города, как было обыденной картиной и то, что сотни больших и малых судов беспрестанно сновали по Оби и ее бесчисленным протокам. Но грянула перестройка… И российские реки опустели, порты в стране закрывались один за другим. Сургутский не стал исключением. Резкое падение объемов производства, долги по зарплате, неподъемные кредиты крепко посадили порт на мель. Свой юбилей в 2009 году предприятие отметило закрытием речного вокзала… Но ветераны не теряют надежды на его возрождение.

Источник

Последние новости