Многие государственные компании Китая держатся на плаву лишь благодаря субсидиям, так как покорение новых зарубежных рынков им даётся с трудом.
Подпись к изображению: Стенд Китайской национальной ядерной корпорации на выставке в Пекине. Корпорация входит в список крупнейших госпредприятий Китая
Безрезультатные переговоры между Вашингтоном и Пекином, а также заявления Белого дома о «трансфере технологий» и «государственном финансировании» вынуждают председателя Си Цзиньпина «ускорить» реформу государственных предприятий.
На фоне заявлений ЕС о нарушении прав владельцев интеллектуальной собственности вторая по величине экономика мира пытается реорганизовать промышленных гигантов.
Директор по исследованиям центра China Society of Macroeconomics Research Center Тиан Юн говорит, что какими бы ни были политические причины, Китай получил возможность ускорить проведение реформ госпредприятий, так как прежняя форма ведения бизнеса вызывала вопросы.
Госпредприятиям стали уделять большее внимание после скандала с участием принадлежащей государству компании ZTE.
Министерство торговли США на семь лет запретило производителю телекоммуникационного оборудования использовать американские комплектующие в связи с несоблюдением условий санкций, которые США ввели против Северной Кореи и Ирана.
Примечательно, что ZTE – это не рядовой производитель телекоммуникационного оборудования. Основной держатель акций ZTE – компания Shenzhen Zhongxingxin Telecommunications Equipment, которая связана с государственной компанией по развитию китайской космической промышленности China Aerospace Science & Industry Corporation.
В Вашингтоне обеспокоены сложившейся ситуацией, особенно с учётом заявлений Трампа о трансфере технологий и при наличии дефицита США в торговле с Китаем, который в период с января по март оценивался в 58 миллиардов долларов, а в прошлом году – в рекордные 375,2 миллиарда долларов.
Трамп пообещал изменить эту ситуацию и помешать осуществлению государственной программы Цзиньпина «Сделано в Китае-2025».
На прошлой неделе Евросоюз начал разбирательство в отношении Китая в ВТО в связи с тем, что законы Китая ограничивают права иностранных обладателей интеллектуальной собственности.
Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрём отметила, что технологические инновации позволяют компаниям оставаться конкурентоспособными на мировом рынке и создавать рабочие места по всей Европе, и если основные игроки перестанут соблюдать правила, то вся система может рухнуть.
Чтобы вывести индустрию высоких технологий из-под удара, Пекин наращивает темп рыночных реформ с целью противостоять обвинениям Запада в том, что государственные компании слишком тесно связаны с частным сектором и правительством.
Министры торговли США, Японии и Евросоюза на встрече в Париже на прошлой неделе обсуждали проблему Китая.
В официальном документе указано, что по мнению министров, следует изучить не ориентированную на рынок политику и практики, которые ведут к избытку производственных мощностей. Необходимо ввести новые правила касательно промышленных субсидий и госпредприятий.
Подконтрольный государству китайский таблоид Global Times сообщал, что в документе речь идёт о Китае, хоть это и не указано напрямую, так как содержание и тон заявления соответствуют критике политики Китая в отношении промышленности и госпредприятий.
Газета «Жэньминь жибао» подтверждает, что Пекин запустил ряд масштабных реформ, призванных оживить застойный сектор с помощью частного капитала и изменения акционерной структуры.
Проект появился ещё в 2015 году, но реформы действовали крайне медленно, и правительство Китая до сих пор играет ведущую роль в стратегии «зарубежных инвестиций».
Юн говорит, что несколько лет назад, когда китайские госкомпании ворвались на зарубежные рынки, возражения звучали не так часто, но по мере экономического развития Китая беспокойство нарастает.
По мнению Юна, Америка считает Китай главным стратегическим соперником, и враждебное отношение Запада к Китаю – во многом «заслуга» Вашингтона.
Под руководством Цзиньпина Пекин продолжил реорганизацию госпредприятий и урегулирование проблемы компаний-зомби.
Старые и убыточные госкомпании были закрыты, объединены с другими или сокращены в процессе борьбы с перепроизводством.
Представитель Китая на Всемирном экономическом форуме сообщил, что многие компании-зомби упразднены, а эффективность руководства повысилась.
Это значит, что некоторые компании всё ещё находятся в тяжёлом состоянии, однако теперь у них прослеживается пульс.
По данным статистики, доход китайских промышленных компаний вырос на 21 процент до 7,5 триллиона юаней (1,19 триллиона долларов) в 2017 году, и это высочайшие темпы роста за шесть лет.
За этот же период доходы госкомпаний подскочили на 23,5 процента до 2,9 триллиона юаней (454 миллиарда долларов) с общей суммой активов в 151,7 триллиона юаней (23,7 триллиона долларов) – это на 10 процентов больше, чем в 2016 году. Долги также возросли на 9,5 процента до 99,7 триллиона юаней (15,6 триллиона долларов).
Правительство Китая использует госкомпании для осуществления инфраструктурных инвестиционных проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» стоимостью в 8 триллионов долларов.
Новый «шёлковый путь» соединит Китай с Азией, Африкой, Средним Востоком и Европой.
Основатель и управляющий директор Silk Road Associates Бен Симпфендорфер полагает, что стратегия, скорее, улучшит положение отдельных китайских компаний, а не экономики в целом.
Симпфендорфер добавил, что это компании, способные воспользоваться возможностями, которые предоставляет новый шёлковый путь. Они переориентируют свободные производственные мощности для выхода на зарубежные рынки.
Однако в последние месяцы у МВФ и аналитических центров в Вашингтоне возникают сомнения по поводу долговых обязательств, связанных с инициативой «Один пояс, один путь». Аналитики полагают, что проект столкнётся с трудностями.
Чжан Цзе из Академии общественных наук КНР подчёркивает, что необходимо оценить, смогут ли страны вернуть долг.
«Но заявления о том, что проекты инициативы ОПОП грозят странам огромными долгами, беспочвенны, так как Китай использует диверсифицированный и сбалансированный инвестиционный механизм», – считает представитель Государственного комитета по развитию и реформе Ян Пэнчэн.
Возможно, это станет новой причиной долгов, с которыми предстоит справиться госпредприятиям.
Читайте также
Последние новости