Новый военный пакт между Австралией, США и Британией, получивший название AUKUS, был встречен мировым сообществом весьма неоднозначно. Китай и Франция немедленно обрушились с критикой по поводу этой сделки, в то время как другие страны, такие как Япония и Филиппины, были более благосклонны.
Россия, одна из немногих держав, обладающая мощным атомным подводным флотом, отреагировала относительно сдержанно и осторожно. Кремль ограничился тщательно продуманным заявлением, а некоторые российские дипломаты присоединились к своим китайским коллегам, выразив обеспокоенность по поводу того, что разработка Австралией атомных подводных лодок (при прямом содействии Америки и Британии) может подорвать Договор о нераспространении ядерного оружия и «подстегнуть гонку вооружений» в регионе.
Мнение Москвы состоит в том, что строительство атомного подводного флота должно контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), однако едва ли такой вариант будет приемлемым для Канберры.
По мере того, как выяснялись детали, касающиеся нового военно-политического пакта, риторика официальных представителей Кремля менялась. Например, бывший посол Австралии в США Джо Хокки дерзко заявил, что AUKUS призван противостоять не только китайскому, но и российскому влиянию в Индо-Тихоокеанском регионе.
Вскоре после этого заявления секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев назвал пакт «прообразом азиатского блока НАТО» и добавил: «Вашингтон, по всей вероятности, попытается вовлечь в эту организацию другие страны, прежде всего для того, чтобы проводить антикитайскую и антироссийскую политику». Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Россия уже давно воспринимает любые подобные изменения, например, создание новых блоков или развертывание новых систем вооружения, как военную угрозу, которая требует ответа.
Итак, какие варианты ответа может рассмотреть Москва в этой ситуации? Поскольку в Кремле рассматривают AUKUS как источник военно-политического риска, но все же не как угрозу, непосредственные ответные меры, скорее всего, будут ограничены политическим маневрированием.
Существует любопытная гипотеза, согласно которой Кремль может рассмотреть сделку с подводными лодками в рамках AUKUS как прецедент, позволяющий ей продвигать собственные технологии строительства подводных лодок, предлагая их всем заинтересованным сторонам в регионе. И то не просто гипотеза – предположение было высказано военными экспертами, имеющими тесные связи с российским Министерством обороны.
До сих пор Москва заключила соглашение об аренде только с Индией, которая с 1987 года получила возможность использовать атомные ударные подводные лодки советского и российского производства. Однако, соглашение не предусматривало передачу технологий.
Если Россия решит продавать свои атомные подводные лодки другим странам, по мнению экспертов, недостатка в заинтересованных покупателях не будет. Так, один известный военный эксперт недавно назвал в качестве наиболее вероятных потенциальных рынков сбыта Вьетнам и Алжир, но их примеру могут последовать и другие.
Очевидно, что в долгосрочной перспективе Россия не будет игнорировать очевидный факт: новый пакт объединяет две ядерные державы, США и Британию, и Австралию, которая вскоре тоже вступит в ядерный клуб. Благодаря увеличенной дальности действия, будущие австралийские субмарины смогут проводить операции в западной и северо-западной части Тихого океана, то есть в районах регулярной военно-морской активности России.
Если Дальний Восток и Сибирь окажутся в пределах досягаемости ракетных систем, находящихся на борту этих лодок, это изменит правила игры для Москвы. Как ядерная держава, Россия будет вынуждена учитывать это обстоятельство в своих стратегических планах. А это значит, что в ближайшие годы Австралии следует с особым вниманием следить за военной активностью России в Тихом океане.
По оценкам экспертов, к 2028 году Военно-морской флот России будет иметь в этом регионе не менее 14 атомных подводных лодок и шесть обычных ударных субмарин. Если Россия увидит в блоке AUKUS военн6ую угрозу, зона их операций может быть расширена до Южно-Китайского моря и за его пределы.
Согласно наиболее драматическому сценарию, Россия и Китай могут сформировать неформальную морскую коалицию, чтобы противостоять объединенной военной мощи AUKUS. Эта коалиция едва ли станет реальным военно-морским альянсом, не говоря уж о том, чтобы составить основу более крупного блока с участием других стран. И тем не менее, если Россия и Китай начнут координировать свои действия на море, это будет очень плохая новость для стран AUKUS.
В случае эскалации напряженности, Москва и Пекин могут счесть Австралию самым слабым звеном пакта. В своей традиционной претенциозной манере китайское издание Global Times уже назвало Австралию «потенциальной целью ядерного удара». Возможно, на данный момент такой сценарий является надуманным и маловероятным, но, вступив в гонку атомных подводных лодок в Индо-Тихоокеанском регионе, Австралия на самом деле станет частью элитного клуба, причем не все члены этого клуба будут ее союзниками. И это вполне может привести к своего рода региональной холодной войне на море.
Читайте также
Последние новости