Следующая новость
Предыдущая новость

Какие уроки извлекла Россия из самой трагической катастрофы подводного флота

13.01.2021 14:37
Какие уроки извлекла Россия из самой трагической катастрофы подводного флота

Спустя двадцать лет после катастрофы, случившейся с атомной подводной лодкой «Курск», эта трагедия остается одной из самых мрачных глав в истории российского флота.

Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Курск» был одной из последних заложенных подводных лодок проекта 949А «Антей» («Оскар II» по классификации НАТО). Этот проект, специально разработанный для борьбы с авианосными ударными группами ВМС США, стал кульминацией советского подводного кораблестроения на завершении эпохи СССР. Планировалось построить двадцать лодок этого типа, но до окончания холодной войны успели спустить на воду только тринадцать корпусов.

«Курск» вошел в состав Северного флота в 1994 году — как раз в то время, когда резко сократилось финансирование российского Военно-морского флота. За годы после распада Советского Союза из-за связанного с сокращением бюджета хронического невыполнения необходимых работ по техническому обслуживанию многие подводные корабли пришли в упадок.

«Курск» считался одной из самых боеспособных подводных лодок Северного флота, укомплектованной подготовленным экипажем. 12 августа 2000 года «Курск» вместе с десятком других российских кораблей вышел в назначенный район для участия в первых самых крупных после распада Советского Союза флотских учениях. В ходе учения «Курск» получил разрешение на проведение торпедной стрельбы практическими торпедами по тяжелому атомному ракетному крейсеру «Петр Великий». Но по каким-то причинам произошла задержка с выполнением упражнения, а чуть позже с интервалом в две минуты раздались два подводных взрыва. В результате взрывов «Курск» затонул. Разрушенными оказалась вся передняя часть корпуса и несколько носовых отсеков подводной лодки.

После длительных разбирательств правительственная комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что из-за утечки перекиси водорода взорвалась одна из загруженных на «Курск» торпед типа 65-76А. Взрыв вызвал пожар, который быстро распространился по подводной лодке, что привело к детонации еще нескольких торпед. Как сообщается, после этого на борту субмарины оставались в живых всего двадцать три человека, но в конечном итоге и они погибли по причине невозможности проведения аварийно-спасательных работ. В результате трагедии погиб весь экипаж подводной лодки — 118 человек.

Последующее расследование выявило многочисленные нарушения должностных инструкций и правил безопасности, в том числе лодка вышла в море с неисправным аварийно-спасательным буем, не были своевременно проведены инспекционные проверки готовности корабля и экипажа, с нарушениями эксплуатировалась техника и оборудование. В конечном итоге комиссия определила причиной катастрофы утечки в торпеде из-за некачественной сварки корпуса изделия. Позже выяснилось, что практическая торпеда была в плохом техническом состоянии и вообще не должна была грузиться на борт «Курска». Возможно, что непосредственной причиной взрыва мог быть плохой сварочный шов, но нет никаких сомнений в том, что катастрофа «Курска» стала результатом системных проблем, накопившихся в течение десятилетия после распада СССР, повсеместного несоблюдения правил и инструкций и недопустимого отношения к обслуживанию техники и оборудования.

Трагедия «Курска» усугубилась неадекватной реакцией Москвы. В решающие дни после катастрофы из уст Кремля звучали противоречивые и сомнительные заявления, чиновники и командование не спешили раскрывать число жертв, была плохо организована поддержка семей погибших моряков, и по непонятным причинам откладывалось принятие окончательного решения о приеме британской и норвежской помощи в проведении авариной-спасательных работ. До сих пор продолжаются споры о том, что именно пошло не так, и при этом некоторые специалисты полагают, что Кремль изначально был введен в заблуждение военными по поводу масштабов трагедии и количества жертв.

Трагедия «Курска» стала для Москвы не только уроком решения кризисных проблем, но и тревожным звонком по поводу плохого состояния многих кораблей российского военного флота. К началу 2010-х годов Министерство обороны РФ наметило обширную программу модернизации, чтобы вдохнуть новую жизнь в ВМФ.

Источник

Последние новости