Следующая новость
Предыдущая новость

Как в Башкирии уберечь детей от злодеев — 4

13.03.2019 20:37
Как в Башкирии уберечь детей от злодеев — 4

В прошлом году я начал этот цикл заметок, но то были заметки о детях дошкольного возраста и из начальных классов. Прочитав в «Электрогазете» статьи «Башкирия: как родителям защитить детей от буллинга» и «Травля в школах Башкирии: жертвы и дети, и учителя» я решил продолжить цикл, но эта часть цикла коснётся детей старшего возраста.

На одной из встреч с родственниками разговор коснулся того, что в одном из торговых комплексов в самом центре Уфы бродяжничают ребятишки из субкультуры известной, как АУЕ, и требуют с одиноких подростков мелочь. Не знаю, связаны ребята с АУЕ или нет, плохо то, что это происходит днём и в самом центре Уфы.

Для тех родителей, что не слышали этого термина, объясняю. Аббревиатура образована из начальных букв слов «Арестантское уркаганское единство» (есть и другие расшифровки, но суть та же). Думаю, все знают, что «уркаган» это означает уголовник, преступник, заключённый… Теперь понятно, откуда ветер дует? Пока отечественные нувориши прикарманивали богатства, созданные руками наших отцов и дедов, уголовники тоже не дремали, а воссоздали себе организацию из подрастающей смены. Они создали для подростков фон тюремной романтики, стилизованной под молодёжную культуру. А помогли им в этом отечественные фильмы, романтизирующие отдельных преступников. Ну ещё и то, что всё хорошо зарекомендовавшее себя в СССР по воспитанию детей кануло в лету вместе с канувшими туда же другими идеями образования идеального общества.

Наши правоохранительные органы не обращали на этих подростков особого внимания, т.е. действовали по принципу, чем меньше люди знают об этой проблеме, тем больше шансов, что она не перерастёт в беду. В 2014 году в Казани ребятишки (но в засаде были и взрослые) вымогали деньги у пацана. Тот пришёл на «стрелку» с отцом. Отморозки убили обоих, забрали ключи. Вошли в квартиру, избили мать и забрали из квартиры всё, что сочли ценным. В 2016 году в Забайкалье воспитанники интерната из города Хилок, решив вытащить пьяного сверстника из полицейского участка, побили стёкла полицейских машин, окна участка, сорвали вывеску. На следующий год уже у наших соседей — челябинцев подростки напали на автомобиль полицейских, разбили фару, закидали машину мусором и красками с выкриками: «АУЕ!». Вот лишь тогда в прессе заговорили об этом движении. Да только поздно. Беда правоохранительных органов была в том, что они замалчивали проблему, т.е. действовали, как в СССР. Да вот только не учли, что условия изменились. Если раньше можно было замолчать проблему и этим не допустить её распространения, то теперь всё по-другому. Новости молодёжь по всей стране получает по интернету быстрее, чем до низов полиции доходят московские циркуляры.

Выяснилось, что движение начало своё шествие с Забайкалья. Почему? Да потому что с давних пор Сибирь была местом ссылки. После массового освобождения во время хрущёвской «оттепели» далеко не все заключённые вернулись в европейскую часть, многие так и осели недалеко от мест отсидки. Вот и сформировался там своеобразный контингент.

По нынешним фильмам все, наверное, знают, что такое общак. Это часть добычи, откладываемая преступниками в общий котёл для того, чтобы использовать эту сумму для поддержки семей преступников, попавших в тюрьму, для отката адвокатам и свидетелям, чтобы освободить от наказания попавшихся в сети МВД и т.п. Вот кто-то догадался привлечь к накоплению средств и малолетних. Получаемые средства от рэкета школьников особой погоды, может, и не делали, но воспитывали новое поколение в духе преступной среды. Попутно с малолетства насаждалась боязнь противостояния бандитским группировкам.

Не надо думать, что бандитские группировки молодёжи появились только лишь в новой России. Были они и в царской России, были и в разные периоды СССР. Просто они не имели такого широкого распространения. Даже революция в какой-то степени опиралась не только на простых рабочих, солдат и крестьян. На стороне революции оказалась и значительная часть воровского контингента (включая беспризорников), которая почувствовала, что на волне безвластия можно хорошо пощипать зажиточных обывателей. Во время Гражданской войны была та же ситуация, а беспризорничество приобрело большой размах, т.к. взрослые гибли в междоусобице. Недаром на борьбу с этим явлением партия поставила человека, возглавлявшего легендарную ВЧК.

Если на заре советской власти основным контингентом детской преступности были безнадзорные дети, то позже, когда с беспризорностью было покончено, основой молодёжного криминала стали ребята из наименее обеспеченных семей. Великая Отечественная война вновь вскрыла эти язвы. Безотцовщина и нищенское существование в период войны и первые послевоенные годы — вот причины распространения детской преступности в те тяжёлые времена.

Позже молодёжные преступные группировки сформировались в Казани. Это группировки «Тяп-Ляп» (из молодёжи второй половины 70-х, проживавшей в районе завода «Теплоконтроль»), в начале 80-х их сменили ребята проживавшие на улице Хади Такташа. Им повезло, они родились позже и расцвет их деятельности пришёлся на период ослабшей советской власти, а потому они сумели распространить своё влияние за пределы Татарстана, их щупальца дотянулись даже до Ленинграда. Группировка продержалась почти до нового века.

Примерно в это же время в Казани действовала группировка выходцев из микрорайона Жилплощадка, получившая известность под названием «Жилка». Можно считать, что появлению молодёжных ОПГ способствовало то, что к концу советской власти руководство официальным молодёжным движением формализовалось, отошло от молодёжи и стало повторять ошибки официозной части правления страны.

Поэтому хотя молодёжные преступные группировки были и в других городах, но их распространение по стране шло медленно, т.к. каждая группировка боялась разоблачений и неохотно шла на контакт с неизвестными им людьми. Это были группировки с жёсткой системой правления и внутренней дисциплиной. Члены группировок были обязаны не только принимать участие в сходках, кражах, коллективных драках, грабежах и разбоях, но и выплатах в общак. Позже они стали собирать дань с появившихся фарцовщиков, цеховиков, проституток и прочих новоявленных торговцев.

Сейчас же ситуация несколько другая. Любая маломальская информация может стать известной миллионам пользователей не только по всей стране, но и по всему миру. В то же время сохранился тот негатив, что способствует расслоению общества. Это, с одной стороны, продолжающийся идейно-нравственный вакуум, когда официальная идеология и пропаганда ведутся в отрыве от реальности. С другой стороны, идёт дальнейшее расслоение общества и значительная часть молодёжи из простых семей, а тем более из глубинки, не может претендовать ни на карьеру, ни на финансовый успех. С третьей стороны, современные фильмы, в том числе и часть отечественных формируют у молодёжи убеждения, что в обществе есть лишь одна мощная сила — криминальная, а противодействуют ей лишь отдельные герои из силовых структур, да и то, теряя близких.

Есть ещё и такая сторона, что современные подростки, как замечают кадровики, хотят сразу получать хорошие заработки, а кто им это может предложить? Наоборот, многие предприниматели вынуждены сокращать штаты. Вроде бы верная тенденция на роботизацию производства, цифровизацию и автоматизацию ведёт к дальнейшим сокращениям простой рабочей силы. А для того, чтобы быть востребованным хорошим программистом, технически развитым специалистом, нужно иметь высшее образование (и не в абы каком вузе), а это выходцу из простой семьи не по карману. Зато в вуз запросто попадёт сын нувориша, привыкший всё получать не трудом, а за счёт кошелька родителей. Какой это будет специалист?

Наконец, значительная часть родителей современных подростков сами прошли незабвенные 90-е годы, а потому либо имеют судимость, либо законченные алкоголики или наркоманы. Какой хороший пример они могут передать своим детям? Вышесказанное скатывает молодёжь либо к алкоголизму, либо к наркотикам, а это также путь в самую низшую часть криминалитета. Но об алкоголизме будет сказано в следующей части.

Вот на днях прочитал: «15-летний школьник купил с рук пневматический пистолет и начал вымогать деньги у одноклассников во время похода в магазин на перемене. Когда они отказались отдавать деньги, подросток открыл огонь…» И это читаю не только я. Читают и те, кто может пойти и также купить какое-либо оружие.

В наше детство у нас было, может, даже больше оружия, чем у современных детей. Мой отец был лесным объездчиком, и ружьё висело на стене дома. Мы (ребятня) делали самое настоящее огнестрельное оружие и взрывчатку из подручных материалов. Мы дрались со сверстниками. Но разве мы поднимали руку на девочек? И у нас было серьёзное правило: «Лежачего не бьют». Как оно сформировалось? Не думаю, что в этом замешана пионерская организация, хотя она много хорошего сделала для нашего воспитания в правильном русле. Тут, скорее, свой вклад внесли наши отцы — бывшие фронтовики. Они прошли сквозь горнило войны. Повидали всё и выжили, в отличие от множества однополчан. У них появилась главная цель в жизни, сделать нас счастливыми и они знали, что добьются своего. А что может желать современный отец, который получает в лучшем случае 30 тысяч и на горизонте маячит увольнение?

Источник

Последние новости