Солдаты Красной армии и армии Вермахта XX века, стрельцы XVII века, французы из Grande Armée Наполеона XIX века — всех их можно было увидеть на фестивале исторической реконструкции «Река времени», который прошёл в Бирском районе на Десяткинских порогах реки Бирь. В ярких костюмах, которые они шили сами, с соответствующей амуницией, все исторические персонажи с удовольствием рассказывали о себе. На фестиваль приехали реконструкторы из многих городов России.
В программе фестиваля было три битвы-реконструкции. Сначала бирские стрельцы показали бой государевых и вольных людей.
Потом был эпизод Отечественной войны 1812 года.
Завершал день эпизод Курской битвы — бой на реке Псёл в 1943 году. В этом эпизоде было задействовано больше всего участников — советских и немецких солдат. Зрители смогли вдоволь насмотреться на перестрелки, насладиться взрывами, запахом пороха, стрельбой из пушек, автоматов и другого оружия.
Когда всё закончилось и советские войска победили, желающие пошли общаться с реконструкторами. Среди немецких солдат одним из самых колоритных был унтерфельдфебель в длинной шинели, в каске, с автоматом, фонариком, полевой сумкой, запасными магазинами для автомата, ручной гранатой, котелком, скаткой плащ-палатки за спиной и ещё много с чем. Он приковывал к себе внимание, его обмундирование хотелось внимательно рассмотреть, потрогать и выяснить — для чего всё это предназначено. Мы довольно долго общались. Унтерфельдфебель оказался руководителем небольшого предприятия из Перми Михаилом Малышевым.
— В 2008 году в Перми увлеклись реконструкцией II Мировой войны, — рассказывает Михаил. — Пермский военно-исторический клуб «Восточный рубеж» стал изучать события, которые происходили в тот период. Моделировали подразделения Рабоче-крестьянской красной армии и подразделения Вермахта. Занялись поиском униформы, вооружения, снаряжения. С тех пор мы активно ездим по мероприятиям, участвуем в выставках, открытых уроках, праздниках, рассказываем, показываем. Также ежегодно весной на места боёв выезжает поисковый отряд. В коллективе у нас совершенно разные люди. Есть руководители предприятий, есть студенты.
— В Уфе есть аналогичная организация. Вы общаетесь?
— Да. Мы поддерживаем тёплые дружеские отношения с военно-историческим клубом «Рейд» из Уфы. Много лет общаемся, уфимцы по приглашению приезжают на наш краевой военно-исторический фестиваль «Большие маневры на Хохловских холмах». А мы, как видите, ездим в Башкортостан.
— Михаил, на фестивале вы в немецкой форме. А форма советской армии у вас есть?
— Да, конечно. Все участники нашего клуба имеют форму бойца Красной армии. Есть офицеры, сержанты, рядовые — представлены практически все звания, чтобы полностью показать весь спектр униформы и снаряжения того времени.
Перед мероприятием мы согласовываем друг с другом обмундирование — кто-то надевает шинель с вещмешком, кто-то — ватник, кто-то утепленную куртку образца 1936 года, но уже с погонами. По вооружению так же. Кто-то выходит с винтовкой и подсумками к ней, кто-то с автоматом ППШ, кто-то несёт пулемёт Дегтярёва. У нас даже есть пулемёт «Максим». Про всё снаряжение, одежду, оружие мы рассказываем, всё показываем, получается живой интересный музей.
— Какая лично у вас форма Красной армии?
— У меня два офицерских комплекта — офицера-артиллериста Советской армии образца 1936 года с петлицами и образца 1943 года уже с погонами. Соответственно, хромовые сапоги, синие галифе — это отличительная особенность офицеров. Пистолет ТТ в кобуре, кожаная сумка для документов, фуражка из сукна, более дорогая, чем солдатская. И есть ещё форма старшины, если мы едем на какой-то выезд, то я одеваюсь старшиной и отвечаю за пищеблок — по-настоящему руковожу и организую процесс.
— А в немецкой армии вы в каком образе?
— Есть форма унтерфельдфебеля Вермахта — младшего офицера пехотного отделения, под его началом 10 человек. На вооружении отделения есть пулемёт, винтовки, небольшой миномёт — это полноценное подразделение Вермахта, которое может вести боевые действия с применением автоматического оружия и выполнять локальные задачи.
— Где вы приобретаете снаряжение и как трудно его добыть?
— Сейчас с помощью интернет-ресурсов можно многое найти, посмотреть фотографии, но не факт, что при заказе ты это получишь. Однако у нас есть проверенные поставщики — с Украины, из Белоруссии, из Польши, которые работают по каталогам, описывающим униформу и снаряжение армий ХХ века. Помимо заказов через интернет, постоянно посещаем «блошиные рынки», куда бы ни поехали. Мы представляем себе — что хотели бы иметь и как это должно выглядеть. И порой, покупая у бабушек на стихийном рынке фляжку или перочинный нож, можно приобрести аутентичную вещь на порядок дешевле, чем в комиссионных магазинах.
Форму отшивают фирмы, которые предоставляют всё для съемок кинофильмов. Даже сукно производится по тем технологиям, может быть, с небольшими изменениями. Полностью соблюдаются лекала, цвет, строчки швов. Каску я тоже приобрёл через интернет, она была вскоре после войны найдена под Москвой в одной из деревень на месте боёв. Потом её принесли в дом, и она хранилась на чердаке, поэтому была в очень хорошем состоянии. Каска служит мне верой и правдой, периодически спасает от камушков, которые летят во время пиротехнических взрывов.
Оружие тоже выпускают для киностудий. Все образцы деактивированные, с сертификатами Минюста, они не могут произвести выстрел боевыми патронами или снарядами и производят только звукошумовой эффект. Всё оружие абсолютно легально, у нас есть документы, которые мы показываем сотрудникам полиции, если нас вдруг останавливают, когда мы едем на мероприятие.
Ботинки германской фирмы «Штурм», они тоже отшиваются для съёмок фильмов. Ботинки из натуральной кожи, в том числе подошва и каблук. Снизу на подошве набиты металлические набойки и шипы, чтобы подошва не снашивалась. За ними нужно ухаживать, после каждого мероприятия я их мою, выковыриваю грязь, смазываю различными смягчающими кремами для ухода за обувью и убираю до следующего раза.
— Сколько стоят эти игры?
— Комплект формы для рядового красноармейца стоит около 50 тысяч рублей. Эта сумма складывается из стоимости оружия и обмундирования. 23 тысячи стоит самая простая винтовка и 27 тысяч — униформа.
Немецкий солдат стоит дороже, около 100 тысяч рублей, потому что у них более редкий вид вооружения.
Если одеваться в специалиста, такого как пулемётчик или младший командир, то там наиболее затратная часть — это вооружение. Пулемёт может стоить до 250 тысяч рублей. Автомат — 150 тысяч. Плюс обмундирование. Одеться на младшего командира — примерно 200-210 тысяч.
Читайте также
Последние новости