Следующая новость
Предыдущая новость

Как Россия видит себя в сегодняшнем мире

В начале этой недели я присутствовал в Сочи на ежегодной конференции клуба «Валдай», обсуждающего стратегические приоритеты России. Тема этого года: «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство».

Примечательно, что на этот раз Ближний Восток не был предметом обсуждения. Участников конференции из этого региона было очень мало. Это стало свидетельством того, что русские в последнее время обращают внимания меньше на этот регион, их интересует больше место своей страны в мире, её стратегические возможности, союзы и то, как оставаться сверхдержавой.

Сегодня одна из стратегических задач России – как найти достойное место в лиге сверхдержав. Она оказалась зажата между гигантами вчерашнего и сегодняшнего дня, между США, Китаем и Европой. Но где же находится Россия по отношению к ним? Является ли она, как иногда утверждают, младшим партнёром Китая? В конце концов, россияне считают свою страну империей, и никак не меньше. Москва давно с подозрением относится к Западу, особенно к Европе, но как быть с США? Более того, Россия не входит в пятёрку ведущих экономик мира. А в этом случае, не связана ли суть России больше с её идентичностью и статусом геополитического игрока?

Это сложные вопросы, и у меня сложилось ощущение, что страна стоит перед сложным выбором относительно своих союзов и отношений в постоянно меняющемся мире.

Например, потенциальный союз России с Китаем кажется выгодным для Москвы в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочной перспективе он чреват рисками по географическим, демографическим и экономическим причинам. В России есть опасения, что их страну Китай может в конечном счёте оттеснить на второй план.

Между тем отношения России и Европы имеют давние исторические и культурные корни. Но вероятность альянса тут минимальна, учитывая, настолько различны их политические ценности. Европейцы по-прежнему озабочены правами человека как проблемой, в то время как Москва рассматривает любые реприманды со стороны Брюсселя как предлог для вмешательства в её внутренние дела. Кроме того, Россия не видит причин принимать устанавливаемые Западом демократические ценности.

Отношения России с Европой усложняются также сближением последней с США. Что приводит нас к размышлению о возможности российско-американского альянса. Одним из источников напряжённости между обеими странами является то, что США не желают рассматривать Россию как равноправного партнёра.

Так как же России взаимодействовать с тремя своими собратьями-сверхдержавами? По мнению ряда российских экспертов, Москва может достичь «равновесия» с Китаем и Европой.

В Центральной Азии у России с Китаем налажено тесное сотрудничество, причём Россия обеспечивает безопасность через военное присутствие, а Китай предоставляет деньги на развитие. Регион в настоящее время стал источником большого беспокойства для Москвы особенно после ухода США из Афганистана. От Таджикистана до Туркменистана и Кавказа, приоритетом для России является стабильность – что, в русском понимании, означает политическую и идеологическую стабильность. Москву тревожит неконтролируемый наплыв мигрантов, часть из которых может быть последователями Аль-Каиды и ИГИЛ.

Вывод войск США из Афганистана подорвал стратегию России. Было ли это хитрым планом Вашингтона по заманиванию России и Китая в Афганистан — как утверждают некоторые – или нет, одно несомненно: Россия снова оказалась в центре афганского вопроса. Таким образом, её усилия сосредоточены на сдерживании кризиса и будущей возможной угрозы распространения терроризма через Центральную Азию.

Что касается Европы, то в целом у Кремля с ЕС в целом отношения не дружественные. Москва всё больше недовольна некоторыми государствами-членами ЕС, особенно Германией и Францией, по разным, в основном экономическим причинам, от введения санкций до вопроса о поставках газа. Некоторые источники напряжённости лежат за границами континента. Например, у России и Франции есть столкновения интересов в Африке и в Ливане. И всё же Москва развивает благожелательные отношения с другими странами этого блока, в котором 27 членов.

Россия поддерживает прагматические отношения со странами, не входящими в лигу сверхдержав, такими как Турция и Иран – двумя игроками с выдающейся ролью на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Как мне стало ясно в Сочи на этой неделе, торговые отношения России и Турции глубоки, и их можно сравнить только с торговыми отношениями Москвы с Израилем. У России и Турции есть и некоторые общие черты – например, они постоянно обращаются памятью ко временам, когда были большими и могущественными империями.

Связи с Ираном по сути своей другие. Глубоких экономических или исторических связей тут нет, как и культурных или идеологических связывающих нитей. Иран просто «политический партнёр» для России в раздираемой войной Сирии, где оба правительства являются союзниками режима Асада.

Короче говоря, всё эти связи дают основания сделать вывод, что Россия остается открытой для создания сети региональных союзов, которые по своей природе являются полностью прагматическими. Пример это — так называемый Астанинский процесс, объединяющий Россию, Турцию и Иран, причём у каждого участника свои интересы в Сирии.

Любопытно, что, по словам самого президента Путина, только традиционные ценности, которые поддерживает Россия, могут проложить путь его стране к выходу из любого кризиса – идёт ли речь об ударах извне или об адаптации к изменениям. Он настаивал, что немногого можно достичь с помощью восстаний и революций. Действительно, президент представил себя лидером, придерживающимся здорового консерватизма, отвергающим экстремизм и знающим, как позиционировать свою страну в мире. Он также склонен выступать против идеи о том, что глобальные проблемы требуют глобальных решений, поскольку это означало бы определённые уступки в том, что касается национального суверенитета.

И тем не менее, очевидно, что хорошая доза прагматизма — это такая же важная отличительная черта того, как российское правительство справлялось с множеством проблем, с которыми страна сталкивалась в последние годы – а также того, как оно будет выстраивать свои отношения с остальным миром и дальше.

Источник

Последние новости